Различие как концепт в прикладной философии

Роденко Александра Алексеевна

Аннотация


Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время, которое характеризуется возрастающей прагматизацией основ социальной жизни, возрастает интерес к философской деятельности, которая на протяжении всей истории своего существования имела антиутилитарные основания внутри себя. При этом прикладная философия как таковая может мыслиться по - разному, соответственно запросы и ожидания в отношении её всегда будут различными в каждых отдельных случаях. В силу этого представляется необходимым показать возможности концепта – различие в свете этих задач.
Объект исследования - различие как концепт прикладной философии.
Предмет исследования - возможности концепта - различие в прикладной философии.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие прикладной философии
- рассмотреть концепт ¬- различие с точки зрения его ресурсов в практике прикладного философствования
- проанализировать работу концепта - различия в современных условиях
В первой части работы рассматривается понятие прикладной философии. Осмысляется трансформация различных подходов в толковании данного понятия, а также рассматриваются основные этапы в истории осмысления данного понятия.
Во второй части работы рассматриваются концепт, понятие, категория, их методологические особенности, концепт - различие в истории философии примеры работы концепта - различие в современных условиях
Результатами первой части работы стали выводы о том, что в рамках классической рациональности, прикладная философия не очевидна. Возникают вопросы о её существовании и поэтому это служит основанием обращения к неклассической и постнеклассической философии.
Следующая часть работы продемонстрировала, что философия не просто определяется средствами концептов, а состоит «в творчестве концептов». Это даёт основания для проведения различий между философией, наукой и искусством. Осмысление философии как творчество концептов приводит к заключению о том, что она не является ни созерцанием, ни рефлексией, ни коммуникацией.
В ходе рассмотрения методологических особенностей понятия категории и концепта делается вывод о том, что понятие в любой своей форме подразумевает определённого рода тождественность в своём основании, что даёт право определить его как познавательный инструмент классической формы рациональности. Категории выступают инструментами познания в классической и неклассической формах рациональности, так как образовывают сеть и подразумевают определённый алгоритм.
В исследовании делается вывод о том, что для постижения различного нужно выйти за пределы понятий и категорий. Выступая итогом постнеклассической формы философствования, концепт в силу своей природы, сам по себе уже выступает методологической основой философствования, без применения искусственно (рационально) созданных опор.
В заключительной части работы делается вывод о том, что концепт – различие - это самопознание, в котором познаётся чистое событие. Подобное событие не может совпадать с тем состоянием вещей, в которых оно воплощается. В связи с этим, главная задача философии заключена в том, чтобы каждый раз, вновь и вновь концептуализировать целостное событие и тем самым задавать основания понимания вещей и явлений мира.