Религия в советском кино: динамика и содержание

Кузнецов Егор Константинович

Аннотация


Данная работа представляет собой обзор сюжетного содержания наиболее интересных и знаковых художественных кинофильмов советской эпохи, посвященных антирелигиозной/религиозной тематике. Такие конфессии, как православие и католицизм, а также нетрадиционные религиозные движения пятидесятников и свидетелей Иеговы, запечатленные в художественном кино советской эпохи, – входят основными элементами обзорного рассмотрения проведенного исследования. Проблематику данной работы, составляет попытка рассмотрения в динамике исторического изменения, образ верующего и образ религии на киноэкране, в хронологических рамках от 1918 до 1966 гг., характеризуя довоенный, военный (ВОВ) и «оттепельный» периоды советской эпохи. Но искусствоведческими задачами не исчерпывается исследование. Основная задача работы, состоит в раскрытии религиоведческой проблематики озаглавленной темы, а именно, показать, что одна или несколько традиционных для России религий, заменялись одной квазирелигией или социоцентрической религией, – марксизмом-ленинизмом. Главной формой изображения или отображения этой подмены в искусстве советского времени, служил художественный кинематограф. Обращение к нему, было продиктовано тем, что кино является самым репрезентативным средством массовой информации.