Неолиберализм как форма жизни: генеалогия и теория

Гордок Павел

Аннотация


С 80-х годов XX века понятие «неолиберализм» обрело широкое распространение в различных исследованиях гуманитарной и социально-политической направленности. Ввиду вариативности применения данного понятия, его определение не имеет чётких границ. Политологи и политические теоретики понимают его в качестве экономической политики, предполагающей радикализацию идеи свободного рынка. Экономисты обращаются к неолиберализму как к одной из версий экономической философии, имеющей свои истоки в учениях неоклассических экономических школ. Цель настоящего исследования – с философской точки зрения определить неолиберализм в качестве идеологии, опосредующей производство особой субъективности. Методологическим основанием исследования является фукианская генеалогия, обращённая к анализу широкого историко-теоретического контекста становления неолиберализма как системы власти-знания. Критика неолиберализма как идеологии осуществляется посредством онтологического инструментария постмарксистской теории идеологии (Э. Лаклау, Ш. Муфф, С. Жижек, А. Зупанчич, А. Бадью).

В первой главе квалификационной работы проводится генеалогия классического либерального диспозитива. Данный раздел оказывается решающим с точки зрения метода: либеральный диспозитив позволяет обнаружить интеллигибельную сетку неолиберальной системы власти-знания, деконструкция которой производится во второй главе. В третьей главе исследования автор концептуализирует неолиберализм как идеологию, опосредующую становление определённого типа субъективности. Такая субъективность подвергается критике с позиции объектно-дезориентированной онтологии, обнаруживаемой в трудах ряда постмарксистских теоретиков, в частности, А. Зупанчич. Автор приходит к выводу, что критика идеологии и идеологической субъективности становится возможной только посредством построения альтернативной онтологической оптики.