Феномен запаха в современных художественных практиках (эстетический аспект)

Берстенев Матвей Михайлович

Аннотация


Актуальность работы. Место запаха в художественных практиках значительно выросло в ХХ веке. От вербального выражения знаковой составляющей запаха в языке культура пришла к использованию ольфакторных кодировок как средства художественной выразительности в авангардном искусстве. Осознаваемая недостаточность осмысления запаха наряду с большим эмпирическим материалом современной художественной культуры обуславливает актуальность выбранной темы.
В первой главе феномен запаха рассматривается в контексте различных историко-культурных типов. Выявляются особенности восприятия, оценки, функционирования запахов в различных культурах. Исследуются причины включения запаха в контекст художественной культуры. Рассматривается феномен синестезии как возможность использования феномена запаха в качестве дополнительного измерения восприятия произведений искусства. Также в семиотическом аспекте формулируется проблема семантического тупика на пути восприятия запахов. Во второй главе на материале романа П. Зюскинда «Парфюмер: история одного убийцы» анализируются возможности репрезентации запаха в художественном тексте. Также исследуется эксплуатация феномена запаха в модернистско-авангардистском искусстве ХХ века, а также в современных арт-практиках. Выделяются три аспекта (пространственный, временной, социальный), которые актуализируются в художественных практиках при помощи запаха как средства художественной выразительности.
Работа состоит из двух глав и содержит 65 страниц. Библиографический список включает 40 источников.