Феноменологический метод: становление и эволюция в работах Эдмунда Гуссерля

Бех Антон Викторович

Аннотация


Актуальность: Творческое наследие Гуссерля поистине велико. Многих авторов, сделавших значительный вклад в развитие философской науки, продолжают изучать и по сей день, хотя со дня их смерти мог пройти не один век. Примером тому может быть Платон, которого изучают не одно тысячелетие. И при каждом перепрочтении, новое поколение мыслителей открывает для себя нечто ранее неувиденное; нечто, что завалялось под слоем ограниченности того или иного культурно-исторического периода. Особенно важны и актуальны такие философско-исторические работы, где крайне значительную роль играет герменевтический аспект освоения какого-либо философского учения. Любое учение складывается во времени, что привносит в него множество толкований и теоретических разветвлений, требующих пристального рассмотрения и осмысления. Ведь без подведения итогов и рефлексии над «целым» какого-либо философского учения, мы оказываемся слепы к происходящим актуальным процессам в этой области, а то есть к частностям. Прибавляется к этому и незавершённость проекта феноменологии. Многие рукописи Гуссерля, которые так и не увидели свет, находятся ещё в нерасшифрованном состоянии. Поэтому исследование творчества данного философа как никогда становится актуальным и в наши дни.
Основная идея Гуссерля, заключающаяся в том, что философии необходим строгий научный метод, особенно сильно находит отклик в наше время, в котором мы имеем удивительное разнообразие философских течений. Некоторые из них доходят до того, что отрицают претензию философии быть универсальной наукой о рациональном познании действительности. Со всем этим Гуссерль отказывается соглашаться. А поэтому лейтмотивом всех его философских изысканий остаётся нахождение того незыблемого основания, на котором будет дана возможность достичь идеала философской науки, заключающегося в универсальности и обоснованности знания о сущем и о бытии. Строгость науки в свою очередь определяется теми основаниями, которые способны дать человеку абсолютную достоверность знания. Без такой очевидной, аподиктической достоверности, здание любого научного знания оказывается шатким. В наше время, когда наступает кризис идеи объективного научного знания, когда даже многие из учёных перестают верить в осуществимость такого проекта, как универсальное знание. Именно в нашу эпоху идеи Гуссерля становятся крайне актуальными. Ведь они предлагают альтернативу для всеобщей убеждённости в относительности любой истины.
Работа состоит из 2 глав и содержит 93 страницы основного текста. Библиографический список состоит из 31 источника.