Репрезентации культурной травмы в искусстве феминистической фотографии (на примере творчества Ф. Вудман, Д. Арбус, С. Шерман)

Ржанникова Лада Алексеевна

Аннотация


В работе мы опираемся на анализ травматического события по классификации П. Штомпки, который представляет интерес для исследователя, т. к. позволяет определить случившееся либо как культурную травму, а значит вывести социальные закономерности, либо как личную травму, которая не может служить основанием для коренных изменений в обществе. В исследовании рассматривается искусство фотографии на примере творчества Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман, которые работали в направлении сюрреализм. Что важно, потому как сюрреализм до сих пор представляется движением глубоко женоненавистническим. В этой связи мы рассмотрим кейс самоубийства фотографок-сюрреалисток Франчески Вудман и Дианы Арбус, и постараемся определить, что это было: личные травмы или художницы стали жертвами культурной травмы, вызванной последовательным угнетением женщин, а их творчество — репрезентацией болезненных процессов?
Анализ, проведенный нами, позволит исследователям современного искусства использовать методологию trauma studies для более глубокой характеристики творчества художников.
Исходя из цели исследования и поставленных задач была выбрана следующая структура работы: введение, главы I и II, заключение. Глава «Теоретические аспекты исследования травмы и ее эстетическая составляющая» состоит из двух параграфов. В первом параграфе даются краткие сведения о моделях понимания травмы, рассказывается о переходе от психиатрического подхода и изучения ПТСР к концепциям психоанализа и коллективной травмы. Далее мы рассматриваем концепции культурной травмы и актуальность такого подхода для изучения памяти применительно к искусству. Во второй главе «Опыт травматического в работах Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман» представлены два параграфа: первый посвящен феминистской проработке исследований памяти и травмы, обращению к опыту не услышанных ранее голосов, во втором параграфе мы приводим вариант практического применения эстетики травмы и рассматриваем серии фотографий Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман в соответствии с методологией П. Штомпки, в рамках которой мы обращаемся к изучению конфликта сюрреализма и феминизма, проблеме женской гендерной социализации и реконструирования патриархальных устоев.
Работа состоит из 2 глав и содержит 61 страницу основного текста.
Библиографический список состоит из 69 источников.