Репрезентации культурной травмы в искусстве феминистической фотографии (на примере творчества Ф. Вудман, Д. Арбус, С. Шерман)
Аннотация
В работе мы опираемся на анализ травматического события по классификации П. Штомпки, который представляет интерес для исследователя, т. к. позволяет определить случившееся либо как культурную травму, а значит вывести социальные закономерности, либо как личную травму, которая не может служить основанием для коренных изменений в обществе. В исследовании рассматривается искусство фотографии на примере творчества Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман, которые работали в направлении сюрреализм. Что важно, потому как сюрреализм до сих пор представляется движением глубоко женоненавистническим. В этой связи мы рассмотрим кейс самоубийства фотографок-сюрреалисток Франчески Вудман и Дианы Арбус, и постараемся определить, что это было: личные травмы или художницы стали жертвами культурной травмы, вызванной последовательным угнетением женщин, а их творчество — репрезентацией болезненных процессов?
Анализ, проведенный нами, позволит исследователям современного искусства использовать методологию trauma studies для более глубокой характеристики творчества художников.
Исходя из цели исследования и поставленных задач была выбрана следующая структура работы: введение, главы I и II, заключение. Глава «Теоретические аспекты исследования травмы и ее эстетическая составляющая» состоит из двух параграфов. В первом параграфе даются краткие сведения о моделях понимания травмы, рассказывается о переходе от психиатрического подхода и изучения ПТСР к концепциям психоанализа и коллективной травмы. Далее мы рассматриваем концепции культурной травмы и актуальность такого подхода для изучения памяти применительно к искусству. Во второй главе «Опыт травматического в работах Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман» представлены два параграфа: первый посвящен феминистской проработке исследований памяти и травмы, обращению к опыту не услышанных ранее голосов, во втором параграфе мы приводим вариант практического применения эстетики травмы и рассматриваем серии фотографий Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман в соответствии с методологией П. Штомпки, в рамках которой мы обращаемся к изучению конфликта сюрреализма и феминизма, проблеме женской гендерной социализации и реконструирования патриархальных устоев.
Работа состоит из 2 глав и содержит 61 страницу основного текста.
Библиографический список состоит из 69 источников.
Анализ, проведенный нами, позволит исследователям современного искусства использовать методологию trauma studies для более глубокой характеристики творчества художников.
Исходя из цели исследования и поставленных задач была выбрана следующая структура работы: введение, главы I и II, заключение. Глава «Теоретические аспекты исследования травмы и ее эстетическая составляющая» состоит из двух параграфов. В первом параграфе даются краткие сведения о моделях понимания травмы, рассказывается о переходе от психиатрического подхода и изучения ПТСР к концепциям психоанализа и коллективной травмы. Далее мы рассматриваем концепции культурной травмы и актуальность такого подхода для изучения памяти применительно к искусству. Во второй главе «Опыт травматического в работах Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман» представлены два параграфа: первый посвящен феминистской проработке исследований памяти и травмы, обращению к опыту не услышанных ранее голосов, во втором параграфе мы приводим вариант практического применения эстетики травмы и рассматриваем серии фотографий Д. Арбус, Ф. Вудман и С. Шерман в соответствии с методологией П. Штомпки, в рамках которой мы обращаемся к изучению конфликта сюрреализма и феминизма, проблеме женской гендерной социализации и реконструирования патриархальных устоев.
Работа состоит из 2 глав и содержит 61 страницу основного текста.
Библиографический список состоит из 69 источников.