Гендерная идентичность в современном мире
Аннотация
Актуальность исследования. Гендер проникает во все сферы нашей жизнедеятельности. Он оказывается колоссальное влияние в становлении личности: от воспитания, заложенного в детстве до принятия себя в зрелые годы. Однако мы еще не до конца понимаем, каким образом гендер влияет на нашу жизнь.
В рамках гендерной теории набирают популярность исследования, посвященные идентичности, от которой зависит внутренняя согласованность индивида посредством соответствия собственному полу, гендеру и сексуальности.
Начинает набирать обороты тема касательно выбора своей идентификации, ее легитимности в обществе. А также возникает вопрос: насколько возможно осознать свою гендерную идентичность в такой вариативности и изменчивости гендерных установок в обществе?
Цель работы – проанализировать специфику и определить факторы формирования гендерной идентичности в современном обществе.
Были поставлены такие задачи:
1. Описать основные теоретические подходы в определении гендерной идентичности;
2. Проанализировать классическую бинарную модель – концепты женственности и мужественности;
3. Рассмотреть теорию перформативной идентичности;
4. Выяснить влияние властных структур, а также социально-культурных практик на создание гендерной идентичности;
5. Рассмотреть квир-теорию в определении небинарной модели;
6. Проанализировать, какое влияние имеет современное определение гендерной идентичности на общество.
Объект исследования – гендерная идентичность в рамках современного пространства.
Предмет исследования – анализ изменчивости гендерной идентичности в современном мире.
Работа состоит из трех глав и четырех параграфов. Далее кратко о результатах, достигнутых в каждой главе.
В первой главе мной было проведено теоретическое рассмотрение гендера и гендерной идентичности. Гендерная идентичность – это внутреннее самоощущение индивидом принадлежности к женскому или мужскому полу, к сплетению или отрицанию их обоих. Она может оставаться неизменной в жизни человека, может меняться со временем; может совпадать или разниться с биологическим полом; может соответствовать или противоречить гендерному проявлению.
В ходе анализа гендерной идентичности были рассмотрены три главных теории. Первой является эссенциалистская парадигма, предметом которой является биологический детерминизм. В ходе этого исследуется полоролевая концепция, жестко разграничивающая мужские и женские обязанности, тем самым закрепляя бинарность.
Следующая теория социального конструктивизма, которая и разграничивает «гендер» и «пол», утверждая, что первое – это положение женщин и мужчин в обществе, их различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе.
Следующая теория – структурно-конструктивистская. Она рассматривает процесс формирования гендерной идентичности индивида с влиянием на него социальных норм, а не посредством отделения, как это было принято в двух предшествующих концепциях.
В ходе следующей главы была проанализирована бинарная система, которая разделяла на мужское и женское на примерах работ Симоны де Бовуар, Джудит Батлер, Игоря Кона и Дэвида Гилмора.
В работе Бовуар стоит обратить внимание на тезис «Женщиной не рождаются, ею становятся». Исходя из этой формулировки, происходит становление женской идентичности не через физиологическую «метку», а путем конструирования собственной идентичности с осознанием себя в окружающем мире. Именно проецируемая установка обществом в виде единого представления о женщине заставляет поверить в то, какой она на самом деле может и не являться.
Следующим теоретиком в рассмотрении феминного можно назвать Джудит Батлер. Если ранее мы приняли точку зрения, что гендер – социальный конструкт, а пол лишь биология, которая не должна быть решающей в становлении нашей идентичности, то Батлер начинает это оспаривать. Гендер все же, как культурное обозначение дает сигналы полу как себя нужно чувствовать, какое сексуальное желание испытывать. Выбор гендерной идентичности только кажется волеизъявлением субъекта, на самом деле происходит постоянное повторение гендерных установок, которые должны соблюдаться. Если же субъект отказывается принимать гендерные нормы, то общество считает его неправильным. Батлер выводит свою концепцию - перформативную теорию, заключающуюся в том, что общество воспроизводит установки, которым индивиды должны соответствовать, и в этом «повторяющем означивании» возникают гендерные роли.
Следующее, что я рассматриваю в своей работе является анализ маскулинности. Стоит отметить критику господствующей установки мужской идентичности в виде «гегемонной маскулинности». Гилмор определяет маскулинность как некий эталон или образец поведения, который присущ для большинства культур, и оценивается как сложная, но необходимая цель для получения гендерной роли.
Исследователи доказывают, что в современном мире можно говорить о новой маскулинности – не как о чем-то фундаментальном, а как о подвижном элементе, который можно менять в соответствие с той или иной мужской ролью.Различные формы маскулинности подтверждают, что общество отходит от традиционного понимания и даже создает собственные модели, которые не подчиняют и не ущемляют других.Таким образом, мы можем сделать вывод, что сдвиги в изменении представлений об «идеальном мужчине» присутствуют, но сам процесс еще трудно называть планомерным и оформленным до конца.
Последняя глава в исследовательской работе посвящена новой концепции в гендерных теориях – квир-теории, которая и указывает на всю подвижность гендера в современном мире, а именно к небинарной идентичности. Небинарной является та идентичность, которая не ограничена категориями феминного и маскулинного. Но квир-теоретики не выступают за то, чтобы окончательно устранить традиционные формы гендерной идентичности, так как, по их мнению, это бы не решило проблему иерархичности и бинарности.
Цель квир-теории – найти аспект для деконструирования уже действующих социальных фундаментальных установок.Таким образом, идентичность не может быть отмечена как нечто фиксированное, потому как она исходит из разнообразия внутренних элементов. Например, трансгендерные люди способствуют выявлению механизмов конструирования гендерной идентичности. В рамках квир-теории субъект не должен быть универсальной и единой сущностью, он должен восприниматься как комплекс из множественных и изменчивых элементов.
В качестве заключения стоит отметить, что в настоящее время происходит изменчивость и стирание границ в области гендера. Большое количество людей публично отрицают свою принадлежность к сложившимся установкам и признают себя небинарными персонами.
Для того чтобы принять все многообразие, общество должно обладать некой пластичностью к определению новых аспектов в социальной, культурной и политической сферах. Очевидно, что еще не все принимают, что гендер может быть вариативным. Многие люди и по сей день настаивают на «врожденной» природе гендера. Но, сравнивая различные гендерные концепции и практики на протяжении истории и в наши дни, мы отчетливо видим непостоянное свойство гендера. Более того, расхождение между традиционными гендерными социальными ролями и повседневным гендерным опытом приводит к несправедливости в области экономической и политических систем по отношению к трансгендерам, цисгендерам и гендерно-вариативным людям, что ограничивает личный и общественный потенциал.
Таким образом, проведенный анализ гендерной системы позволил сделать вывод о том, что гендерная идентичность является неотъемлемой частью жизнедеятельности индивидов, и определяющие ее факторы напрямую влияют на устройство всего общества.
В рамках гендерной теории набирают популярность исследования, посвященные идентичности, от которой зависит внутренняя согласованность индивида посредством соответствия собственному полу, гендеру и сексуальности.
Начинает набирать обороты тема касательно выбора своей идентификации, ее легитимности в обществе. А также возникает вопрос: насколько возможно осознать свою гендерную идентичность в такой вариативности и изменчивости гендерных установок в обществе?
Цель работы – проанализировать специфику и определить факторы формирования гендерной идентичности в современном обществе.
Были поставлены такие задачи:
1. Описать основные теоретические подходы в определении гендерной идентичности;
2. Проанализировать классическую бинарную модель – концепты женственности и мужественности;
3. Рассмотреть теорию перформативной идентичности;
4. Выяснить влияние властных структур, а также социально-культурных практик на создание гендерной идентичности;
5. Рассмотреть квир-теорию в определении небинарной модели;
6. Проанализировать, какое влияние имеет современное определение гендерной идентичности на общество.
Объект исследования – гендерная идентичность в рамках современного пространства.
Предмет исследования – анализ изменчивости гендерной идентичности в современном мире.
Работа состоит из трех глав и четырех параграфов. Далее кратко о результатах, достигнутых в каждой главе.
В первой главе мной было проведено теоретическое рассмотрение гендера и гендерной идентичности. Гендерная идентичность – это внутреннее самоощущение индивидом принадлежности к женскому или мужскому полу, к сплетению или отрицанию их обоих. Она может оставаться неизменной в жизни человека, может меняться со временем; может совпадать или разниться с биологическим полом; может соответствовать или противоречить гендерному проявлению.
В ходе анализа гендерной идентичности были рассмотрены три главных теории. Первой является эссенциалистская парадигма, предметом которой является биологический детерминизм. В ходе этого исследуется полоролевая концепция, жестко разграничивающая мужские и женские обязанности, тем самым закрепляя бинарность.
Следующая теория социального конструктивизма, которая и разграничивает «гендер» и «пол», утверждая, что первое – это положение женщин и мужчин в обществе, их различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе.
Следующая теория – структурно-конструктивистская. Она рассматривает процесс формирования гендерной идентичности индивида с влиянием на него социальных норм, а не посредством отделения, как это было принято в двух предшествующих концепциях.
В ходе следующей главы была проанализирована бинарная система, которая разделяла на мужское и женское на примерах работ Симоны де Бовуар, Джудит Батлер, Игоря Кона и Дэвида Гилмора.
В работе Бовуар стоит обратить внимание на тезис «Женщиной не рождаются, ею становятся». Исходя из этой формулировки, происходит становление женской идентичности не через физиологическую «метку», а путем конструирования собственной идентичности с осознанием себя в окружающем мире. Именно проецируемая установка обществом в виде единого представления о женщине заставляет поверить в то, какой она на самом деле может и не являться.
Следующим теоретиком в рассмотрении феминного можно назвать Джудит Батлер. Если ранее мы приняли точку зрения, что гендер – социальный конструкт, а пол лишь биология, которая не должна быть решающей в становлении нашей идентичности, то Батлер начинает это оспаривать. Гендер все же, как культурное обозначение дает сигналы полу как себя нужно чувствовать, какое сексуальное желание испытывать. Выбор гендерной идентичности только кажется волеизъявлением субъекта, на самом деле происходит постоянное повторение гендерных установок, которые должны соблюдаться. Если же субъект отказывается принимать гендерные нормы, то общество считает его неправильным. Батлер выводит свою концепцию - перформативную теорию, заключающуюся в том, что общество воспроизводит установки, которым индивиды должны соответствовать, и в этом «повторяющем означивании» возникают гендерные роли.
Следующее, что я рассматриваю в своей работе является анализ маскулинности. Стоит отметить критику господствующей установки мужской идентичности в виде «гегемонной маскулинности». Гилмор определяет маскулинность как некий эталон или образец поведения, который присущ для большинства культур, и оценивается как сложная, но необходимая цель для получения гендерной роли.
Исследователи доказывают, что в современном мире можно говорить о новой маскулинности – не как о чем-то фундаментальном, а как о подвижном элементе, который можно менять в соответствие с той или иной мужской ролью.Различные формы маскулинности подтверждают, что общество отходит от традиционного понимания и даже создает собственные модели, которые не подчиняют и не ущемляют других.Таким образом, мы можем сделать вывод, что сдвиги в изменении представлений об «идеальном мужчине» присутствуют, но сам процесс еще трудно называть планомерным и оформленным до конца.
Последняя глава в исследовательской работе посвящена новой концепции в гендерных теориях – квир-теории, которая и указывает на всю подвижность гендера в современном мире, а именно к небинарной идентичности. Небинарной является та идентичность, которая не ограничена категориями феминного и маскулинного. Но квир-теоретики не выступают за то, чтобы окончательно устранить традиционные формы гендерной идентичности, так как, по их мнению, это бы не решило проблему иерархичности и бинарности.
Цель квир-теории – найти аспект для деконструирования уже действующих социальных фундаментальных установок.Таким образом, идентичность не может быть отмечена как нечто фиксированное, потому как она исходит из разнообразия внутренних элементов. Например, трансгендерные люди способствуют выявлению механизмов конструирования гендерной идентичности. В рамках квир-теории субъект не должен быть универсальной и единой сущностью, он должен восприниматься как комплекс из множественных и изменчивых элементов.
В качестве заключения стоит отметить, что в настоящее время происходит изменчивость и стирание границ в области гендера. Большое количество людей публично отрицают свою принадлежность к сложившимся установкам и признают себя небинарными персонами.
Для того чтобы принять все многообразие, общество должно обладать некой пластичностью к определению новых аспектов в социальной, культурной и политической сферах. Очевидно, что еще не все принимают, что гендер может быть вариативным. Многие люди и по сей день настаивают на «врожденной» природе гендера. Но, сравнивая различные гендерные концепции и практики на протяжении истории и в наши дни, мы отчетливо видим непостоянное свойство гендера. Более того, расхождение между традиционными гендерными социальными ролями и повседневным гендерным опытом приводит к несправедливости в области экономической и политических систем по отношению к трансгендерам, цисгендерам и гендерно-вариативным людям, что ограничивает личный и общественный потенциал.
Таким образом, проведенный анализ гендерной системы позволил сделать вывод о том, что гендерная идентичность является неотъемлемой частью жизнедеятельности индивидов, и определяющие ее факторы напрямую влияют на устройство всего общества.