Еврейская философия как национальная философия: проблема статуса и исследовательских подходов
Аннотация
В ходе работы мы исследовали особенности и формы национальных традиций философствования прояснили характер взаимоотношений и место национальных философий в общей традиции философии, охарактеризовали и выявили основные аспекты еврейской философии как философии иудаизма рассмотрели еврейскую философию как «сумму» философских учений авторов, связывающих свои труды с основами еврейской культуры и религии прояснить степень автономности взглядов этих общепризнанных в философской традиции авторов, охарактеризовать современную гуманистическую философию в ее взаимоотношения с национальными культурами и описать «программу» актуальную гуманистического иудаизма в ее идеологическом и практическом аспектах.
На основе проведенной работы можно сформировать представление о тесной взаимосвязи национальной еврейской философии и философии иудаизма. Не имеющие собственной государственной территории, многократно оказавшиеся жертвами политического и социального террора евреи вынуждены были уделять особенное внимание бережному сохранению черт национального характера, основой этому послужила глубочайшая приверженность еврейского сообщества общей религиозной идее – преклонение священному тексту Торе.
Еврейская (даже светская) философия не может существовать (и самоопределяться как национальная философия) все системы координат, заданной широким контекстом еврейской культуры, центральной частью которой выступают догматы и принципы иудаизма. Что же касается взаимовлияния еврейской философии и религии, то стоит обратить внимание на радикальное различие между религиозным (верующим) евреем и евреем-философом, ощущающим причастность еврейской культуре. Верующий человек даже в своем мышлении исходит из принципа служения Богу, а философ подчиняется только автономности своего мышления. Из-за этого внутреннего противоречия между коллективностью и автономностью представители иудаизма даже пренебрегали употреблением слова «философия», подчеркивая содержательную парадоксальность фразы «философия иудаизма».
Ориентированная в контексте еврейской культуры философия сама как бы не устанавливает и не обсуждает основы иудаизма, а лишь исходит из его догматов и принципов, однако полемически настроенная часть еврейской мысли несет на себе след попыток разрешения этого внутреннего противоречия между коллективным и автономным началом мышления. Именно эту задачу, которую можно сформулировать в современности как самоопределение европейской мысли и культуры в рамках секулярного мира, призвана разрешать гуманистическая еврейская философия.
На основе проведенной работы можно сформировать представление о тесной взаимосвязи национальной еврейской философии и философии иудаизма. Не имеющие собственной государственной территории, многократно оказавшиеся жертвами политического и социального террора евреи вынуждены были уделять особенное внимание бережному сохранению черт национального характера, основой этому послужила глубочайшая приверженность еврейского сообщества общей религиозной идее – преклонение священному тексту Торе.
Еврейская (даже светская) философия не может существовать (и самоопределяться как национальная философия) все системы координат, заданной широким контекстом еврейской культуры, центральной частью которой выступают догматы и принципы иудаизма. Что же касается взаимовлияния еврейской философии и религии, то стоит обратить внимание на радикальное различие между религиозным (верующим) евреем и евреем-философом, ощущающим причастность еврейской культуре. Верующий человек даже в своем мышлении исходит из принципа служения Богу, а философ подчиняется только автономности своего мышления. Из-за этого внутреннего противоречия между коллективностью и автономностью представители иудаизма даже пренебрегали употреблением слова «философия», подчеркивая содержательную парадоксальность фразы «философия иудаизма».
Ориентированная в контексте еврейской культуры философия сама как бы не устанавливает и не обсуждает основы иудаизма, а лишь исходит из его догматов и принципов, однако полемически настроенная часть еврейской мысли несет на себе след попыток разрешения этого внутреннего противоречия между коллективным и автономным началом мышления. Именно эту задачу, которую можно сформулировать в современности как самоопределение европейской мысли и культуры в рамках секулярного мира, призвана разрешать гуманистическая еврейская философия.