Экофилософия: от антропоцентризма к биоцентризму (философско-антропологический аспект)
Аннотация
В выпускной квалификационной работе последовательно излагается процесс формирования двух мировоззрений: антропоцентризма и биоэкоцентризма, их взаимодействия и развития. Исследуется философско-антропологический аспект сложившихся двух
мировоззрений в современной экофилософии. Западная экофилософия
рассматривается в основном на основании анализа работ А. Несса, Ф. Капры, Дж. Сешнса, У. Фокса. Приводится исследование, каким образом глубинная экология закрепилась в качестве основы для формирования других экофилософских концепций. Русская экофилософия анализируется по работам следующих авторов: Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. Т. Шаталов, Ю. В. Олейников, Л. В. Фесенкова, С.П. Капица, И. Пригожин, Н.Н. Моисеев. Приводится исследование, в котором показано, каким образом из идеи
Вернадского о биосфере и ноосфере появилась идея глобального
эволюционизма. В рамках исследования философско-антропологического аспекта экофилософии был выделен образ человека, общий для западной и российской экофилософий. Во-первых, человек имманентен Природе, является ее
органической частью, не выделяясь среди других живых существ.
Человечество является именно структурой Природы, исполняющей
определенный набор функций внутри более общей системы Природы. Во-вторых, этот набор функций в Природе обусловлен разумностью человека, способностью к познанию, к осознанию самого себя и рефлексии. Это требуется для гармонизации возмущений системы Человек-Природа посредством разума, который необходим Природе для дальнейшей эволюции системы. В-третьих, смыслом жизни является самореализация собственного потенциала, как интеллектуального, так и физического, и нравственного.
Нравственному развитию при этом относится главная роль, поэтому
экофилософию очень часто называют биоэтикой.
мировоззрений в современной экофилософии. Западная экофилософия
рассматривается в основном на основании анализа работ А. Несса, Ф. Капры, Дж. Сешнса, У. Фокса. Приводится исследование, каким образом глубинная экология закрепилась в качестве основы для формирования других экофилософских концепций. Русская экофилософия анализируется по работам следующих авторов: Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. Т. Шаталов, Ю. В. Олейников, Л. В. Фесенкова, С.П. Капица, И. Пригожин, Н.Н. Моисеев. Приводится исследование, в котором показано, каким образом из идеи
Вернадского о биосфере и ноосфере появилась идея глобального
эволюционизма. В рамках исследования философско-антропологического аспекта экофилософии был выделен образ человека, общий для западной и российской экофилософий. Во-первых, человек имманентен Природе, является ее
органической частью, не выделяясь среди других живых существ.
Человечество является именно структурой Природы, исполняющей
определенный набор функций внутри более общей системы Природы. Во-вторых, этот набор функций в Природе обусловлен разумностью человека, способностью к познанию, к осознанию самого себя и рефлексии. Это требуется для гармонизации возмущений системы Человек-Природа посредством разума, который необходим Природе для дальнейшей эволюции системы. В-третьих, смыслом жизни является самореализация собственного потенциала, как интеллектуального, так и физического, и нравственного.
Нравственному развитию при этом относится главная роль, поэтому
экофилософию очень часто называют биоэтикой.