Реформы в сфере науки, образования и печати в России второй половины XIX – начала XX в. в современной российской историографии

Сперанский Петр Андреевич

Аннотация


В ходе исследования впервые была комплексно проанализирована постсоветская (с 1991 г. по наше время) историография изучения реформ в сфере науки, образования и печати в России второй половины XIX – начала XX в. Определены историографические тенденции как в изучении волн преобразований позднеимперского периода («Великие реформы», «Александр III», «Витте», «Столыпин»), так и в исследовании развития науки, просвещения и средств массовой информации в указанный период. Обозначены теоретико-методологические и концептуальные подходы, используемые современными отечественными учеными при анализе изменений социокультурный сферы жизни российского общества в познеимперскую эпоху. Определена степень изученности заявленной тематики, выявлены историографические лакуны, обозначены перспективы дальнейших исследований.
Сделан вывод о дискуссионности в осмыслении обозначенных проблем, дающей возможность продолжить научные изыскания в целях всесторонней реконструкции социокультурных составляющих российской модернизации второй половины XIX – начала XX в.