Каменная индустрия липнинской культуры горно-лесного Зауралья

Храмцов Михаил Вадимович

Аннотация


В выпускной квалификационной работе изучается каменная индустрия липчинской культуры на основе трех опорных памятников: Липчинское поселение, стоянка VI Разрез Горбуновского торфяника и стоянка Исетское XIII. Каменная индустрия липчинской культуры долгие годы оставалась вне фокуса исследователей. Актуальность нашей работы заключается во введении в научный оборот каменного инвентаря ряда липчинских памятников и определении их информационного потенциала.
Основным источником для анализа стал комплекс каменных предметов Липчинского поселения, т.к. каменная индустрия стоянки VI Разрез специфична, а культурные слои стоянки Исетское XIII перемешаны и содержат четыре типа керамики, вследствие чего выделить липчинский каменный инвентарь невозможно.
В первом приближении были выделены общие черты каменной индустрии липчинской культуры: сырьевая «всеядность», пластинчатый характер расщепления при подчиненном значении отщепа, большая доля ретушированных пластин, средние их размеры и преобладание приема краевой ретуши. В технологическом аспекте выделяются две схемы камнеобработки: создание и обработка пластин-заготовок через стадию нуклеуса и изготовление шлифованных рубящих и режущих орудий из серо-зеленого сланца.
Сравнение липчинского каменного инвентаря с коллекциями памятников неолита-энеолита Среднего Зауралья и Нижнего Притоболья не выявило значительных совпадений, за исключением комплекса полуденской культуры Кедровый мыс-1, что порождает гипотезу о происхождении носителей липчинской культуры от населения с полуденскими традициями.
Фонд археологических источников с преобладанием липчинской керамики представлен, по большей части, нестратифицированными памятниками различных типов (сезонные стоянки, погребения, поселения, культовые памятники), что предопределило невозможность полного выделения каменной индустрии липчинской культуры на данном этапе. К липчинской культуре достоверно можно отнести лишь ряд категорий изделий: двусторонне ретушированные наконечники с выемчатым насадом на отщепах, шлифованные наконечники с продольным желобком и шипами, шлифованные округлые и каплевидные подвески, шлифованные тесла и топоры подпрямоугольного и линзовидного сечения, шлифованные ножи и кинжал. По имеющимся данным, каменная индустрия липчинской культуры горно-лесного Зауралья имеет гетерогенный характер с повышением пластинчатости от Уральского хребта на восток. Наши выводы имеют предварительный характер.
Дальнейший прогресс в исследовании темы возможен при анализе материалов торфяниковых памятников и сравнении их с коллекциями археологических объектов на минеральной почве.