Возможности дистанционного обучения при реализации программ общего образования в Скандинавских странах
Аннотация
Дистанционное обучение школьников изучено меньше, чем дистанционное образование взрослых, которое развивается на протяжении двух веков. Скандинавские страны использовали дистанционную форму в редких случаях, когда школа находилась на большом расстоянии, не хватало учителей или учащиеся находились за границей. С марта 2020 года настоящее очное обучение было заменено дистанционным с использованием различных цифровых технологий. Обучающиеся и учителя не сразу были готовы к такой работе – сложности возникали вследствие условий обучения и умения использовать цифровые ресурсы. Так как скандинавская модель обучения является одной из лидирующих по качеству образования, что подтверждено множеством международных исследований, изучение опыта организации дистанционного обучения в средних школах Швеции, Норвегии и Финляндии представляет интерес на данный момент.
Для понимания предпосылок возникновения дистанционного обучения школьников была рассмотрена история становления и развития дистанционного образования в мире и изучаемых странах. Жители Скандинавии прошлого столетия испытывали необходимость в получении образования, а дистанционный формат был удобен, поскольку не нужно было приходить на занятия в школу и выполнять задания тотчас. Сейчас правительство Скандинавии придерживается политики цифровизации образовательных учреждений и обеспечения их соответствующим оборудованием, что позволило осуществить быстрый переход на удалённое обучение в марте 2020 года. Обучение было организовано по схожему принципу, выявлены типичные преимущества и недостатки. Главным недостатком является повышающийся уровень стресса у учащихся. Учащиеся, их родители и учителя считают, что дистант можно использовать только в особых случаях. Также считает правительство стран, которое закрепило условия дистанционного обучения в законодательных актах.
На основе изученного материала были составлены сравнительные таблицы, которые представляют основные отличия двух образовательных моделей (скандинавской и российской) и показывают сходство и различие в организации дистанционного обучения и его основные характеристики. На основе скандинавской модели дистанционного обучения можно выделить ключевое условие успешности обучения школьников на расстоянии в России: необходима заинтересованность в этом не только школ, но и государства.
Для понимания предпосылок возникновения дистанционного обучения школьников была рассмотрена история становления и развития дистанционного образования в мире и изучаемых странах. Жители Скандинавии прошлого столетия испытывали необходимость в получении образования, а дистанционный формат был удобен, поскольку не нужно было приходить на занятия в школу и выполнять задания тотчас. Сейчас правительство Скандинавии придерживается политики цифровизации образовательных учреждений и обеспечения их соответствующим оборудованием, что позволило осуществить быстрый переход на удалённое обучение в марте 2020 года. Обучение было организовано по схожему принципу, выявлены типичные преимущества и недостатки. Главным недостатком является повышающийся уровень стресса у учащихся. Учащиеся, их родители и учителя считают, что дистант можно использовать только в особых случаях. Также считает правительство стран, которое закрепило условия дистанционного обучения в законодательных актах.
На основе изученного материала были составлены сравнительные таблицы, которые представляют основные отличия двух образовательных моделей (скандинавской и российской) и показывают сходство и различие в организации дистанционного обучения и его основные характеристики. На основе скандинавской модели дистанционного обучения можно выделить ключевое условие успешности обучения школьников на расстоянии в России: необходима заинтересованность в этом не только школ, но и государства.