Применение профессиональных компетенций документоведов на промышленных предприятиях

Новосёлова Анастасия Евгеньевна

Аннотация


В условиях глобальных изменений различных сфер экономической
и социальной жизни России, всеобщей информатизации, развития мирового рынка труда возникает необходимость поиска новых механизмов регулирования и использования трудовых ресурсов.
Тенденции изменений мирового рынка труда носят всеобщий характер. Существовавшая ранее практика работы человека по одной специальности
в течение всей жизни уходит в историю. Становится нормой передвижение
и использование потенциала профессионалов. Развитие новых производств, освоение территорий вызывают процессы активного перемещения трудовых ресурсов в районы экономического развития. Технологические изменения влекут за собой появление новых специальностей и требуют оперативной реакции образовательной системы для подготовки нужных экономике специалистов. Рынок труда видоизменяется и постепенно переходит в рынок квалификаций.
Существующая ситуация требует развития эффективного взаимодействия бизнес-сообщества и профессионального образования по всем вопросам, обеспечивающим качество подготовки специалистов. Решение данной проблемы носит комплексный характер, включающий в себя блок содержательных и обеспечивающих мероприятий.
Компетенция организации собственной деятельности направлена
на обеспечение качества и эффективности ведения бизнеса, где направление документационного обеспечения управления промышленных предприятий имеет ключевое значение. Документы, информация, содержащая в них, являются нормативной основой деятельности любого предприятия. Работа
с документами требует не только умений создания и хранения документов,
но и профессионально важных качеств: ответственность, внимательность, добросовестность.
Работа по документационному обеспечению управления промышленных предприятий отличается от средних и крупных предприятий. Однако современная практика отечественного образования не имеет подходов к интегрированному образованию студентов в области управления качеством деятельности промышленных предприятий и документационного обеспечения управления в рамках профессиональных функций и квалификационных требований специалиста среднего звена.
В системе профессионального образования России в течение последних 10 лет также произошли бурные перемены:
введение двухуровневой системы высшего образования (при этом подготовка бакалавров и магистров до сих пор не имеет четкого описания,
и потому уровень квалификации выпускников вузов до сих пор не понятен работодателю);
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», закрепляющий подготовку двух категорий работников: квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных организациях профессионального образования;
появление новых профессий, не закрепленных в существующих документах и отсутствующих в классификаторах, регламентирующих сферу труда.
Но все же российская высшая школа проигрывает западной системе образования в плане подачи студентам знаний и формирования практических навыков: если с теоретическими основами в российских высших учебных заведениях все относительно благополучно, то практические знания
у выпускников и завтрашних специалистов явно недостаточны.
Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его прагматический, предметно–профессиональный аспект.
В этом смысле он не может быть противопоставлен традиционным ЗУНам,
так как при компетентностном подходе усиливается роль опыта, умений для практической реализации знаний. Однако такой подход демонстрирует необходимость подтверждения знаний умениями, ставя акцент
на практической стороне вопроса.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы настоящего исследования на социально-педагогическом уровне.
Научно-теоретический уровень актуальности исследования связан
с недостаточным научно-педагогическим обоснованием закономерностей
и условий привлечения достижений психолого-педагогических наук
и дидактического потенциала технологий документационного обеспечения управления в интеграции академической науки, производства
и профессионального образования, необходимой для обеспечения конкурентоспособности последнего на современном этапе развития.
В современных условиях перехода к информационному обществу, базирующемуся на приоритете знаний, резко возрастает потребность
в компетентных документоведах. Анализ исследований в области методологии, теории и практики информатизации образования, изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта, связанного
с разработкой и применением образовательных технологий, а также изучение концепции построения национальной системы документационного обеспечения управления позволили выявить следующие противоречия:
• между возросшей потребностью общества в компетентных документоведах, ответственных за результаты профессиональной деятельности, социальным заказом на таких специалистов и недостаточной подготовленностью основного контингента выпускников высших учебный заведений к самостоятельной реализации данной потребности;
• между обязанностями специалистов, заложенными
в профессиональных стандартах, и не полностью сформированной способностью выполнять эти обязанности у документоведов;
• между необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих документоведах и недостаточной разработанностью основных педагогических условий данного процесса;
• между необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих документоведах и отсутствием общепризнанных научно обоснованных методик ее формирования и развития.
Необходимость разрешения перечисленных выше противоречий обусловила выбор темы исследования: «Применение профессиональных компетенций документоведов на промышленных предприятиях».
Объект исследования – методика реализации процесса формирования профессиональной компетентности документоведов на промышленных предприятиях.
Предмет исследования – формирование профессиональных компетенций будущих документоведов, работающих в сфере промышленности, в ходе образовательной подготовки в высшем учебном заведении.
Цель исследования – выявление особенностей применения модели профессиональных компетенций документоведов на промышленных предприятиях.
Гипотеза исследования включает в себя следующие предположения:
1. Сопоставление существующих образовательных и профессиональных стандартов в области документационного обеспечения управления с учетом тенденций ее развития позволит выявить и обосновать необходимую, иерархически выстроенную совокупность профессиональных компетенций будущих документоведов на промышленном предприятии.
2. Формирование профессиональной компетентности будущих документоведов на промышленных предприятиях должна осуществляться на основе компетентностного, системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, а ее структура включать мотивационно-целевой, информационно–содержательный, деятельностно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты.
3. Процесс формирования компетентности будет осуществляться через выполнение комплекса необходимых условий, выявленных в результате анализа существующей образовательной практики и профессиональных стандартов.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать запросы работодателей профессиональной компетентности будущих документоведов на промышленном предприятии.
2. Выявить соответствие существующей практики подготовки специалистов–будущих документоведов, работающих в сфере промышленности, современным требованиям высшего образования.
3. Сформулировать методологические основания формирования модели профессиональных компетенций документоведов, работающих в сфере промышленности.
4. Исследовать содержание и образовательные технологии формирования и развития профессиональной компетентности документоведов, работающих в сфере промышленности.
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применяются следующие методы исследования:
Во-первых, теоретико-методологические методы использовались
для определения концепции магистерской диссертации.
Во-вторых, историко-педагогические методы исследования.
С их помощью мы смогли изучить педагогические явления, полученные на основе анализов документов, с целью установления закономерностей и связей нужных нам явлений.
В-третьих, понятийно-терминологический анализ. Данным метод исследования был направлен на раскрытие сущности нашего исследования посредством обнаружения и уточнения значения и смыслов терминов
их обозначающих.
В-четвертых, обобщение. Было использовано для выделения и фиксации устойчивых свойств объектов и их отношений в нашем исследовании.
В результате данного метода мы смогли выбрать наиболее типичные и присущие нам данные для нашего исследования.
Наконец, систематизация, была представлена при построении единой концепции и упорядочения материала нашего исследования.