Эволюция взглядов на колониальное прошлое в системе португалиского образования (1930-2020-у гг)

Ду Амаранти Гонсалвес Ренан

Аннотация


Исследование "Эволюция взглядов на колониальное прошлое в системе начального португальского образования (1930-2020-е гг.)" анализирует, как начальное образование в Португалии подходило к колониальному прошлому страны на протяжении почти века, начиная с эпохи Салазара и до настоящего времени. Исследование подчеркивает, что во время диктатуры Салазара образование использовалось как инструмент для закрепления колониальной и авторитарной идеологии. Школьные программы и учебники акцентировали внимание на цивилизаторской миссии Португалии и восхваляли колониальные подвиги, представляя евроцентричную и героическую картину колониального прошлого, игнорируя при этом реалии эксплуатации и насилия.
С Революцией гвоздик в 1974 году и переходом к демократии были предприняты усилия по реформированию системы образования и продвижению более критического и инклюзивного подхода к истории колониализма. Однако исследование показывает, что изменения не были ни мгновенными, ни однородными, сталкиваясь с сопротивлением и сохранением старых нарративов. Современные инициативы по деколонизации учебных программ имеют ключевое значение для понимания влияния этих изменений на формирование культурной и исторической идентичности учащихся. Исследование также использует методологические подходы таких теоретиков, как Анибал Кихано, Уолтер Миньоло и Нельсон Мальдонадо-Торрес, для анализа "колониальности власти", "колониальности знания" и "колониальности бытия", присутствующих в португальском образовании, подчеркивая необходимость постоянного критического пересмотра образовательных материалов для более реалистичного и всеобъемлющего понимания истории.