Пангерманское движение Георга фон Шёнерера и национальная идентичность австрийских немцев в 1873-1907 гг.
Аннотация
Исследование направлено на решение важной для современного общества и государственного развития задачи – формирования национальной идентичности политической и интеллектуальной элиты титульной нации в мультинациональной среде государств XXI в.
Новизна исследовательской работы заключается, во-первых, в пересмотре традиционного взгляда на степень влияния австрийских пангерманистов на процессы формирования национальной идентичности и, во-вторых, в конструировании системы политических проектов, уникальность которых заключается в их направленности на коренное и радикальное изменение идентичности за предельно короткий промежуток времени.
Влияние пангерманистов выражалось в разных областях с различной интенсивностью. Долгосрочные результаты их деятельности были связаны с идеей аншлюса Австрии после Первой мировой войны и символикой будущего национал-социализма. Образ «народного трибуна» и «борца за национальные интересы» был сформирован под воздействием политической культуры Г. фон Шёнерера, что располагало к вниманию и следованию за идеями, которые культивировал такой лидер. Взаимодействие с «общеавстрийским» Немецким школьным союзом позволяло Шёнереру получить доступ к широкой сети общественных организаций Австро-Венгрии, которая представляла собой мощный инструмент для формирования настроений.
Участие пангерманистов в «кризисе Бадени» конца 1890-х гг. способствовало широкому распространению в международном сообществе идеи о внутренней слабости Габсбургской монархии, что подчеркнуло разницу в положении между их сторонниками и противниками. Но в немецком либерализме шёнерианцы стали своеобразной «точкой отсчета», близость или удаленность от которой была одним из маркеров дифференциации внутри конституционного крыла.
Они первыми поставили национальный вопрос в качестве основы своей программы, после чего данная идея распространилась среди населения и политических партий в австрийской части империи. В то же время агрессивные кампании против евреев наращивали истерию вокруг и положения в обществе, формируя негативное отношение и обостряя дихотомию «еврей-немец».
Напоследок стоит заметить, что политика австрийских пангерманистов способствовала углублению проблемы «двойной лояльности», обогащая рефлексивный опыт австрийских элит. Вместе с политизацией искусства и другими проектами пангерманистов она закладывала основы для «катастроф XX в.» и возрождения новой Австрии после окончания Второй мировой войны.
Новизна исследовательской работы заключается, во-первых, в пересмотре традиционного взгляда на степень влияния австрийских пангерманистов на процессы формирования национальной идентичности и, во-вторых, в конструировании системы политических проектов, уникальность которых заключается в их направленности на коренное и радикальное изменение идентичности за предельно короткий промежуток времени.
Влияние пангерманистов выражалось в разных областях с различной интенсивностью. Долгосрочные результаты их деятельности были связаны с идеей аншлюса Австрии после Первой мировой войны и символикой будущего национал-социализма. Образ «народного трибуна» и «борца за национальные интересы» был сформирован под воздействием политической культуры Г. фон Шёнерера, что располагало к вниманию и следованию за идеями, которые культивировал такой лидер. Взаимодействие с «общеавстрийским» Немецким школьным союзом позволяло Шёнереру получить доступ к широкой сети общественных организаций Австро-Венгрии, которая представляла собой мощный инструмент для формирования настроений.
Участие пангерманистов в «кризисе Бадени» конца 1890-х гг. способствовало широкому распространению в международном сообществе идеи о внутренней слабости Габсбургской монархии, что подчеркнуло разницу в положении между их сторонниками и противниками. Но в немецком либерализме шёнерианцы стали своеобразной «точкой отсчета», близость или удаленность от которой была одним из маркеров дифференциации внутри конституционного крыла.
Они первыми поставили национальный вопрос в качестве основы своей программы, после чего данная идея распространилась среди населения и политических партий в австрийской части империи. В то же время агрессивные кампании против евреев наращивали истерию вокруг и положения в обществе, формируя негативное отношение и обостряя дихотомию «еврей-немец».
Напоследок стоит заметить, что политика австрийских пангерманистов способствовала углублению проблемы «двойной лояльности», обогащая рефлексивный опыт австрийских элит. Вместе с политизацией искусства и другими проектами пангерманистов она закладывала основы для «катастроф XX в.» и возрождения новой Австрии после окончания Второй мировой войны.