Фотография как визуально-антропологический источник: опыт создания базы данных Кавказской этнографической экспедиции 2022 и 2023 гг.
Аннотация
За последние два десятилетия произошел поразительный взрыв интереса к визуальной антропологии. Взаимосвязь антропологии и изобразительных средства массовой информации и стали актуальной темой многих исследований. Новые цифровые технологии становятся все более интересными по мере того, как появляются альтернативные способы этнографических работ. Основные академические журналы ищут статьи о визуальной антропологии и внедряют исследования о ней в программу обучения, увеличивается количество фестивальных мероприятий и организаций, занимающихся данным направлением антропологии.
Без методов визуальной антропологии сложно представить современные исследования в области этнографии, антропологии и культурологии. Фотография является неотъемлемой частью полевых исследований, так как благодаря ей можно зафиксировать и сохранить отдельные части материальной и духовной культуры отдельных народов. В данной работе автор стремился показать возможности данного метода в современных исследованиях на примере личного опыта.
В ходе работы были выполнены все поставленные в начале задачи. Автор рассмотрел основные этапы становления антропологической фотографии и динамику изменения подходов к ее определению вплоть до сегодняшнего времени. Особое внимание уделяется осмыслению теории, а также применению визуальных методов в современной антропологической практике, главным образом, этнографической фотографии и технике «этнопортрет». Этнографическая (антропологическая) фотография направляет «объектив» на человека в контексте культуры и, с одной стороны, выступает эффективным инструмент регистрации этнографических данных, а, с другой – выступает как «посредник» в получении нового знания, помогая глубже раскрыть тему идентичности.
Визуальная антропология традиционно привлекала специалистов из разных областей научного знания (историков, археологов, культурологов, философов и др.), которые внесли значительный вклад в изучение различных аспектов исследований визуального (visual studies). Однако социально-культурные антропологи (этнографы) стали одними из первых, кто обратил внимание на уникальные возможности, которые открывает исследователям непосредственное использование средств репрезентации реальности таких как фото- и кинокамера для трансляции научного знания.
Сегодня мы можем говорить о том, что визуальные исследования прошли достаточно длительный этап институализации в рамках антропологии; во многих странах функционирую научные центры, преподаются учебные курсы, выпускаются журналы, организуются тематические фестивали во всем мире.
Этапы развития, которая прошла визуальная антропология в России 1. XX век. Съёмка Огюста Люмьера народов на коронации Николая II и возникновения направления.
2. Съёмки фильмов о культуре и быте народов в 1910-1920-ые гг. и формирование основ классической этнографической фотографии.
3. 1920-1930-е гг. Фильмы-путешествия и деятельность Д. Вертова
4. Формирование этнографической киношколы на базе лаборатории Института этнографии РАН. В период с 1972 г. по 1998г. эту лабораторию возглавлял А.В. Оськин.
5. 1980-2000-е гг. – фестивальное движение и институализация
6. 2010-2020-е гг. – кризис интерпретаций
Итак, с одной стороны, визуальная антропология направлена на изучение видимых аспектов культуры, и в то же время она применяет изобразительные медиа, такие как фото- и кинокамеру, чтобы запечатлеть её. Визуальная антропология может изучать как уже произведенные культурой образы и артефакты, так и создавать новые (серии фотографий, киноматериалы, фильмы и др.) То есть, визуальную антропологию как научную дисциплину можно понимать предельно широко, так, мысли профессора Дж. Руби, визуальная антропология охватывает все видимые аспекты культуры «от невербальной̆ коммуникации, строительных сооружений, ритуалов и церемониалов до танца и произведений материальной культуры». Однако история развития и становления дисциплины такова, что до настоящего момента в визуальной антропологии скорее: «доминирует интерес прежде всего к изобразительным медиа как средствам сообщения антропологического знания, то есть этнографическим фильмам и фотографиям и, во вторую очередь ставится вопрос об изучении изобразительных манифестаций культуры». Таким образом, визуально-антропологические исследования последних десятилетий большей частью были сконцентрированы на производстве изобразительных медиа в формах этнографический фотографий и этнографического кино.
Визуально-антропологическая фотография представляет собой универсальный и эффективный метод в полевой этнографии. Несмотря на большое количество споров о возможности использования фотографии как самостоятельного метода, а не просто иллюстративного материала к исследованию. И здесь подразумевается та особенность данной методики, которая относительно не препятствует свободной полевой работе этнографа и относительно не трансформирует реальность; методу, позволяющему создавать релевантный этнографический источник под названием «исторический документ». Если говорить о сильных и слабых сторонах антропологической фотографии, то следует сказать о её:
• субъективности, слабом информационном потенциала в качестве единоличного источника без дополнительного текстового сопровождения;
• наглядности и удобстве в иллюстративности материала, визуализации объектов и понятий культуры, привлекательности для массового потребителя.
Без методов визуальной антропологии сложно представить современные исследования в области этнографии, антропологии и культурологии. Фотография является неотъемлемой частью полевых исследований, так как благодаря ей можно зафиксировать и сохранить отдельные части материальной и духовной культуры отдельных народов. В данной работе автор стремился показать возможности данного метода в современных исследованиях на примере личного опыта.
В ходе работы были выполнены все поставленные в начале задачи. Автор рассмотрел основные этапы становления антропологической фотографии и динамику изменения подходов к ее определению вплоть до сегодняшнего времени. Особое внимание уделяется осмыслению теории, а также применению визуальных методов в современной антропологической практике, главным образом, этнографической фотографии и технике «этнопортрет». Этнографическая (антропологическая) фотография направляет «объектив» на человека в контексте культуры и, с одной стороны, выступает эффективным инструмент регистрации этнографических данных, а, с другой – выступает как «посредник» в получении нового знания, помогая глубже раскрыть тему идентичности.
Визуальная антропология традиционно привлекала специалистов из разных областей научного знания (историков, археологов, культурологов, философов и др.), которые внесли значительный вклад в изучение различных аспектов исследований визуального (visual studies). Однако социально-культурные антропологи (этнографы) стали одними из первых, кто обратил внимание на уникальные возможности, которые открывает исследователям непосредственное использование средств репрезентации реальности таких как фото- и кинокамера для трансляции научного знания.
Сегодня мы можем говорить о том, что визуальные исследования прошли достаточно длительный этап институализации в рамках антропологии; во многих странах функционирую научные центры, преподаются учебные курсы, выпускаются журналы, организуются тематические фестивали во всем мире.
Этапы развития, которая прошла визуальная антропология в России 1. XX век. Съёмка Огюста Люмьера народов на коронации Николая II и возникновения направления.
2. Съёмки фильмов о культуре и быте народов в 1910-1920-ые гг. и формирование основ классической этнографической фотографии.
3. 1920-1930-е гг. Фильмы-путешествия и деятельность Д. Вертова
4. Формирование этнографической киношколы на базе лаборатории Института этнографии РАН. В период с 1972 г. по 1998г. эту лабораторию возглавлял А.В. Оськин.
5. 1980-2000-е гг. – фестивальное движение и институализация
6. 2010-2020-е гг. – кризис интерпретаций
Итак, с одной стороны, визуальная антропология направлена на изучение видимых аспектов культуры, и в то же время она применяет изобразительные медиа, такие как фото- и кинокамеру, чтобы запечатлеть её. Визуальная антропология может изучать как уже произведенные культурой образы и артефакты, так и создавать новые (серии фотографий, киноматериалы, фильмы и др.) То есть, визуальную антропологию как научную дисциплину можно понимать предельно широко, так, мысли профессора Дж. Руби, визуальная антропология охватывает все видимые аспекты культуры «от невербальной̆ коммуникации, строительных сооружений, ритуалов и церемониалов до танца и произведений материальной культуры». Однако история развития и становления дисциплины такова, что до настоящего момента в визуальной антропологии скорее: «доминирует интерес прежде всего к изобразительным медиа как средствам сообщения антропологического знания, то есть этнографическим фильмам и фотографиям и, во вторую очередь ставится вопрос об изучении изобразительных манифестаций культуры». Таким образом, визуально-антропологические исследования последних десятилетий большей частью были сконцентрированы на производстве изобразительных медиа в формах этнографический фотографий и этнографического кино.
Визуально-антропологическая фотография представляет собой универсальный и эффективный метод в полевой этнографии. Несмотря на большое количество споров о возможности использования фотографии как самостоятельного метода, а не просто иллюстративного материала к исследованию. И здесь подразумевается та особенность данной методики, которая относительно не препятствует свободной полевой работе этнографа и относительно не трансформирует реальность; методу, позволяющему создавать релевантный этнографический источник под названием «исторический документ». Если говорить о сильных и слабых сторонах антропологической фотографии, то следует сказать о её:
• субъективности, слабом информационном потенциала в качестве единоличного источника без дополнительного текстового сопровождения;
• наглядности и удобстве в иллюстративности материала, визуализации объектов и понятий культуры, привлекательности для массового потребителя.