Реформирование государственного аппарата России в 1860-1870 гг.

Занахов Рамиль Марксович

Аннотация


Ключевые слова: реформа, либерализм, земская реформа, крестьянская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформа образования, полицейская реформа, судебный устав, государственное управление. Эпоха Александра II ознаменовалась рядом важных событий, имевших огромное значение для России. Крестьянская реформа 1861 года заложила основу для последующих реформ, таких как земская, судебная, городская и другие. Эти преобразования стали важным шагом для изменений не только в государственной системе, но и в самом обществе. В работе автор осмысливает реформы Александра II с позиций сегодняшнего дня. Автор дает подробный анализ историографии проблемы. Осмыслять суть реформ начали уже их современники, начиная с А.А. Головачева. В советское время крестьянскую реформу активно изучал П.А. Зайончковский, Н.М. Сикорский, В.Г. Чернуха, Б.Г. Литвак, Л.Г. Захарова. В это время было принято показывать слабость реформ и их половинчатость. Современные авторы стали рассматривать реформы совсем с других позиций, порой впадая в другую крайность. В анализируемом исследовании автор предпринимает попытку взвешенно и объективно оценить реформы 1860-70 гг., выявить причины их противоречивости. Автор делает вывод, что внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1960 - 70 гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. В целом проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Однако процесс модернизации имел специфический характер. Он, прежде всего, обуславливался традиционной
слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Радикалам не хватало сил коренным образом перестроить общество. Их выступления лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим и объясняется непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.