Мусульманские учебные заведения в Пермской губернии на рубеже XIX- начала XX вв..
Аннотация
Моя работа называется “Мусульманские учебные заведения Пермской губернии на рубеже XIX - XX”. Если говорить проще, я изучаю функционирование мектебе и медресе в этой губернии. Мектебе – это
начальное учебное заведение, существовавшее у мусульманских народов. Медресе – это уже средняя школа, по типу гимназий, которые давали более глубокие знание мира и ислама.
Мусульманское население, о котором говорится в работе, это конечно же татары и башкиры. В самом дипломе все эти слова: мусульмане, татары, башкиры обозначают в принципе одно и тоже
Почему именно этот период? Рубеж 19-20 веков обозначился Первой русской революцией 1905 года и дальнейшей демократизацией общества. Для татар тот период стал эпохой возрождения, обновленчества. Время, в которое появились Тукаи, новые светские школы, первый татарский театр. В татарской историографии это время получило название “Чәчәк ату” – “расцвет”. Именно в это время возникло увеличение количества школ в несколько раз.
Конечно же ничто не произошло просто так. Главным фактором этого обновленчества стало формирование в середине XIX века движения джадидизма – исламского прогрессивизма. В моей работе отдельно уделена целая глава этой идеологии. Не буду на этом сильно акцентироваться.
Разобрав время, в котором происходили реформы татарского общества, я думаю стоит перейти конкретно к Пермской губернии.
Магометанские школы были во всех татарских/башкирских деревнях. Также были медресе и мектебе во многих городах: в Перми, в Красноуфимске, в Екатеринбурге.
Сами мектебе в работе я исследовал по максимуму. По большей части это статистический материал, но на основе которого сделаны выводы о положение мусульманских школ.
Конкретно по школам Пермской губернии информацию брал главным образом из архивного дела. “Дело по третьему столу канцелярии Пермского Губернатора. По секретному запросу Министра Внутренних Дел о состоянии конфессиональных школ В пермской губернии (медресе и мектебе)” из Пермского государственного архива. Также опирался косвенно на работы исследователей татар Урала.
начальное учебное заведение, существовавшее у мусульманских народов. Медресе – это уже средняя школа, по типу гимназий, которые давали более глубокие знание мира и ислама.
Мусульманское население, о котором говорится в работе, это конечно же татары и башкиры. В самом дипломе все эти слова: мусульмане, татары, башкиры обозначают в принципе одно и тоже
Почему именно этот период? Рубеж 19-20 веков обозначился Первой русской революцией 1905 года и дальнейшей демократизацией общества. Для татар тот период стал эпохой возрождения, обновленчества. Время, в которое появились Тукаи, новые светские школы, первый татарский театр. В татарской историографии это время получило название “Чәчәк ату” – “расцвет”. Именно в это время возникло увеличение количества школ в несколько раз.
Конечно же ничто не произошло просто так. Главным фактором этого обновленчества стало формирование в середине XIX века движения джадидизма – исламского прогрессивизма. В моей работе отдельно уделена целая глава этой идеологии. Не буду на этом сильно акцентироваться.
Разобрав время, в котором происходили реформы татарского общества, я думаю стоит перейти конкретно к Пермской губернии.
Магометанские школы были во всех татарских/башкирских деревнях. Также были медресе и мектебе во многих городах: в Перми, в Красноуфимске, в Екатеринбурге.
Сами мектебе в работе я исследовал по максимуму. По большей части это статистический материал, но на основе которого сделаны выводы о положение мусульманских школ.
Конкретно по школам Пермской губернии информацию брал главным образом из архивного дела. “Дело по третьему столу канцелярии Пермского Губернатора. По секретному запросу Министра Внутренних Дел о состоянии конфессиональных школ В пермской губернии (медресе и мектебе)” из Пермского государственного архива. Также опирался косвенно на работы исследователей татар Урала.