Чрезвычайное следствие в России: сыщики и следственные канцелярии во второй половине XVII - первой половине XVIII вв.
Аннотация
Аннотация
К выпускной квалификационной работе на тему «Чрезвычайное следствие в России: сыщики и следственные канцелярии во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.»
Выполнил: Сенаторов Максим Дмитриевич.
Студент ГИ-420404 департамента «Исторический факультет» УрФУ им. Б. Н. Ельцина.
Объем: 108 страниц. При написании было использовано 76 научных исследований, а также 13 изданий исторических источников.
Актуальность: недостаточная изученность темы, а также актуальность обусловлена ее связью с современностью: современная практика российской системы правосудия вновь потребовала от государственной власти задуматься об организации отдельного самостоятельного федерального учреждения, которое бы осуществляло предварительное следствие по уголовным делам, результатом чего стало создание в 2011г. особого органа – Следственного комитета РФ.
Объект: история отечественного государства и права.
Предмет: правовые институты и органы власти, уполномоченные расследовать дела по особо важным, чрезвычайным, преступлениям с их внутренней структурой и внешним набором функций, а также персональный штат этих учреждений.
Цель: сравнительное исследование истории становления и развития органов чрезвычайного следствия и института сыщиков в периоды второй половины XVII в. и первой половины XVIII в.
Задачи: 1. Выявление новаций в сфере законодательства, правовой базы, обеспечивающей развитие органов чрезвычайного следствия петровской и послепетровской эпох по отношению ко второй половине XVII в.;
2. Сравнительный обзор органов следствия и их места в структуре властной организации российского государства с выявлением принципиально новых институтов и выяснением черт сходства и архаичности;
3. Раскрытие механизма функционирования следственных органов, особенностей следственного процесса (розыска, сбора доказательств, методов работы должностных лиц).
Территориальные рамки: территория Российского государства (с 1721г. – империи) при правлении царей от Алексея Михайловича до Петра III Федоровича включительно.
Хронологические рамки: вторая половина XVII – первая половина XVIII в.
Метод: историко-сравнительный.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава данной выпускной работы посвящена законодательному обеспечению следствия и разделена на 2 параграфа по историко-хронологическому принципу. Вторая глава посвящена деятельности органов следствия, также разделена на 2 параграфа по хронологическому принципу.
Выводы: масштабные нововведения петровской эпохи в сфере конструирования органов чрезвычайного следствия в регулярной форме укрепились лишь в деле расследования антигосударственных политических преступлений, остальные же новаторские практики и институты были полностью ликвидированы, а судебная власть (объединенная со следствием) снова воссоединилась с административной, будучи возвращена губернаторам и воеводам, в чем снова оказалась схожей с периодом второй половины XVII в.
К выпускной квалификационной работе на тему «Чрезвычайное следствие в России: сыщики и следственные канцелярии во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.»
Выполнил: Сенаторов Максим Дмитриевич.
Студент ГИ-420404 департамента «Исторический факультет» УрФУ им. Б. Н. Ельцина.
Объем: 108 страниц. При написании было использовано 76 научных исследований, а также 13 изданий исторических источников.
Актуальность: недостаточная изученность темы, а также актуальность обусловлена ее связью с современностью: современная практика российской системы правосудия вновь потребовала от государственной власти задуматься об организации отдельного самостоятельного федерального учреждения, которое бы осуществляло предварительное следствие по уголовным делам, результатом чего стало создание в 2011г. особого органа – Следственного комитета РФ.
Объект: история отечественного государства и права.
Предмет: правовые институты и органы власти, уполномоченные расследовать дела по особо важным, чрезвычайным, преступлениям с их внутренней структурой и внешним набором функций, а также персональный штат этих учреждений.
Цель: сравнительное исследование истории становления и развития органов чрезвычайного следствия и института сыщиков в периоды второй половины XVII в. и первой половины XVIII в.
Задачи: 1. Выявление новаций в сфере законодательства, правовой базы, обеспечивающей развитие органов чрезвычайного следствия петровской и послепетровской эпох по отношению ко второй половине XVII в.;
2. Сравнительный обзор органов следствия и их места в структуре властной организации российского государства с выявлением принципиально новых институтов и выяснением черт сходства и архаичности;
3. Раскрытие механизма функционирования следственных органов, особенностей следственного процесса (розыска, сбора доказательств, методов работы должностных лиц).
Территориальные рамки: территория Российского государства (с 1721г. – империи) при правлении царей от Алексея Михайловича до Петра III Федоровича включительно.
Хронологические рамки: вторая половина XVII – первая половина XVIII в.
Метод: историко-сравнительный.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава данной выпускной работы посвящена законодательному обеспечению следствия и разделена на 2 параграфа по историко-хронологическому принципу. Вторая глава посвящена деятельности органов следствия, также разделена на 2 параграфа по хронологическому принципу.
Выводы: масштабные нововведения петровской эпохи в сфере конструирования органов чрезвычайного следствия в регулярной форме укрепились лишь в деле расследования антигосударственных политических преступлений, остальные же новаторские практики и институты были полностью ликвидированы, а судебная власть (объединенная со следствием) снова воссоединилась с административной, будучи возвращена губернаторам и воеводам, в чем снова оказалась схожей с периодом второй половины XVII в.