Басмачество в Средней Азии как религиозно - освободительное движение местных народов против советской власти
Аннотация
написании работы было использовано 75 научных исследований, 7 из которых на английском языке, а также 32 исторических источника.
Актуальность: недостаточная изученность темы, а также рост исламского радикализма в современном мире.
Объект: басмачество.
Предмет: характеристика басмачества как религиозно-освободительного движения, направленного против советской власти.
Цель: доказательство религиозно-освободительного характера басмаческого движения.
Задачи:
1. Изучить историографию, сложившуюся вокруг «Басмачества»;
2. Провести сравнительный анализ исторической литературы, посвященной заявленной проблематике;
3. Проследить за этнополитическими процессами, происходящими в Русском Туркестане до Февральской Революции;
4. Воссоздать картину событий в Средней Азии, позволяющую выявить процессы генезиса басмаческого движения;
5. Осветить события межреволюционного периода в Туркестане;
6. Проследить явления антисоветской борьбы в Ферганской долине, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве и охарактеризовать их;
7. Выявить особенности освободительного движения на этих территориях.
Территориальные рамки: Бухарский эмират, Хивинское ханство, Кокандская автономия (Ферганская долина).
Хронологические рамки: с 1918 до первой половины 1930-х гг.
Методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и четырех приложений. Первая глава данной выпускной работы посвящена историографическому обзору заявленной проблематики. В ней было выделено четыре параграфа, разделенные по территориально-историческому признаку. Вторая глава состоит из трех параграфов и посвящена проблемам генезиса басмаческого движения. Третья глава данной работы посвящена басмаческому движению в очаговые моменты войны против повстанцев. В параграфах данной главы был проведен сравнительный срез басмаческого движения в Бухаре, Фергане и Хиве, что позволило определить схожие и различные черты движения. В заключении подведены основные итоги исследования. Приложение 1 и 2 включают в себя военно-политические карты Средней Азии в конце 1910-х гг., а Приложение 3 и 4 состоит из фотографий.
Выводы: Басмачество – религиозно-освободительное движение, возникшее в Ферганской долине после разгрома Кокандской автономии, однако так и не ставшее единым по своему характеру. В силу сложившейся обстановки местное население организовало свои «народные дружины» в целях обеспечения собственной безопасности. Басмачество в Бухаре и Хиве явилось побочной реакцией на общее поражение повстанцев в Ферганской долине. На этих территориях оно возникло по похожему сценарию, в результате «революций», которые были осуществлены джадидскими организациями – младохивинцами и младобухарцами. Цель басмачей – очищение Туркестана от «неверных», а в первую очередь от советской власти.
Актуальность: недостаточная изученность темы, а также рост исламского радикализма в современном мире.
Объект: басмачество.
Предмет: характеристика басмачества как религиозно-освободительного движения, направленного против советской власти.
Цель: доказательство религиозно-освободительного характера басмаческого движения.
Задачи:
1. Изучить историографию, сложившуюся вокруг «Басмачества»;
2. Провести сравнительный анализ исторической литературы, посвященной заявленной проблематике;
3. Проследить за этнополитическими процессами, происходящими в Русском Туркестане до Февральской Революции;
4. Воссоздать картину событий в Средней Азии, позволяющую выявить процессы генезиса басмаческого движения;
5. Осветить события межреволюционного периода в Туркестане;
6. Проследить явления антисоветской борьбы в Ферганской долине, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве и охарактеризовать их;
7. Выявить особенности освободительного движения на этих территориях.
Территориальные рамки: Бухарский эмират, Хивинское ханство, Кокандская автономия (Ферганская долина).
Хронологические рамки: с 1918 до первой половины 1930-х гг.
Методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и четырех приложений. Первая глава данной выпускной работы посвящена историографическому обзору заявленной проблематики. В ней было выделено четыре параграфа, разделенные по территориально-историческому признаку. Вторая глава состоит из трех параграфов и посвящена проблемам генезиса басмаческого движения. Третья глава данной работы посвящена басмаческому движению в очаговые моменты войны против повстанцев. В параграфах данной главы был проведен сравнительный срез басмаческого движения в Бухаре, Фергане и Хиве, что позволило определить схожие и различные черты движения. В заключении подведены основные итоги исследования. Приложение 1 и 2 включают в себя военно-политические карты Средней Азии в конце 1910-х гг., а Приложение 3 и 4 состоит из фотографий.
Выводы: Басмачество – религиозно-освободительное движение, возникшее в Ферганской долине после разгрома Кокандской автономии, однако так и не ставшее единым по своему характеру. В силу сложившейся обстановки местное население организовало свои «народные дружины» в целях обеспечения собственной безопасности. Басмачество в Бухаре и Хиве явилось побочной реакцией на общее поражение повстанцев в Ферганской долине. На этих территориях оно возникло по похожему сценарию, в результате «революций», которые были осуществлены джадидскими организациями – младохивинцами и младобухарцами. Цель басмачей – очищение Туркестана от «неверных», а в первую очередь от советской власти.