Уральская архитектурная образность в печатной пропаганде эпохи индустриализации 1928–1938 гг.

Пименова Ксения Дмитриевна

Аннотация


Под понятием «архитектурная образность» в работе понимается исключительный для первых пятилеток способ визуализации хода социальных перемен, основанный на широком тиражировании образов памятников авангардной архитектуры в советских масс-медиа. На материале центрального (журнал «СССР на стройке») и регионального (газета «Уральский рабочий») периодических изданий в исследовании предпринята попытка выявить, во-первых, степень влияния архитектурной образности уральского региона на способы его восприятия различными референтными группами внутри советского социума; во-вторых, выявить ключевые особенности репрезентации региона и его крупных центров при помощи приемов визуального дискурса строительной программы; в-третьих, реконструировать специфические рефлексии уральского и, шире, советского авангардного зодчества.
В ходе исследования были выявлены компенсаторные истоки явления архитектурной образности в печатной пропаганде уральского региона. Полученные данные позволили судить о трансформации способов разговора о регионе под влиянием масштабных усилий целого слоя умелых пропагандистов, стремившихся представить Урал динамично развивающимся индустриальным центром, впротивовес столичной пропаганде, описывавшей его, преимущественно делая упор на сырьевую специфику региона и в соответствии с господствовавшим десятилетиями провинциальным дискурсом об Урале как о «крае вековой отсталости» и «кладовой природных богатств».
Специально разработанная методика исследования визуальных материалов в периодических источниках, частично основанная на приемах контент-анализа, позволила выявить региональные центры, тесно ассоциируемые пропагандой с авангардным строительством, а также ключевые для их репрезентации образы. Созданная на основе анализа обширного объема визуальных материалов в газете «Уральский рабочий» типология газетных сообщений с участием образов авангардных памятников позволила составить комплексную картину функций визуальной стратегии архитектурной образности в советской печатной пропаганде.
Практическим результатом работы явился адресный перечень визуальных упоминаний авангардных памятников в газете «Уральский рабочий», а также большой объем уникальных статистических данных, визуализированных в приложении к исследованию.