Лингвистика парадокса: когнитивно-дискурсивный аспект (на материале эмотивной лексики в поэтическом корпусе)
Аннотация
Работа посвящена изучению парадоксальных высказываний с эмотивной семантикой в поэтической речи в структурно-семантическом и когнитивно-дискурсивном аспектах. Исследование выполнено в русле Уральской семантической школы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что парадокс рассматривается в аспекте современных подходов к изучению языка, что обеспечивает полипарадигмальность работы. Обращение к когнитивно-дискурсивному аспекту изучения обусловлено антропоцентрической направленностью современной лингвистики, в частности, ее когнитивной направленностью, обращенностью к процессам, происходящим в сознании человека и находящим отображение в том числе в поэтических текстах. Парадокс с этой точки зрения является интересным явлением, поскольку он является результатом интерпретации сознанием окружающего мира и его отображения в языке. Когнитивный подход к парадоксу, реализуемый в данной работе, предполагает его рассмотрение как способа выражения и передачи нового знания. Дискурсивный аспект изучения парадокса обусловлен рассмотрением парадоксальных высказываний с эмотивной семантикой в рамках художественного (поэтического) дискурса.
Цель исследования – выявить структурно-семантические и когнитивно-дискурсивные особенности парадоксальных высказываний при репрезентации эмоций в поэтической речи.
Объектом исследования являются поэтические высказывания с эмотивной семантикой, представляющие собой парадоксальные суждения.
Предмет исследования составляет парадокс как явление когнитивно-дискурсивного плана, обнаруживающееся на уровне нестандартной синтагматики в поэтической речи.
Исследование проводится на материале поэтических текстов, включающих лексику с эмотивной семантикой. Источником материала является поэтический корпус русского языка. Подбор материала осуществлялся на основе семантического поиска в поэтическом корпусе на основе имеющейся в корпусе семантической разметки. Первичный материал исследования составил около 6000 контекстов – фрагментов поэтических текстов, включающих эмотивы-номинативы. Собственно материал, отобранный из первичного материала вручную, составил около 500 контекстов с нестандартной сочетаемостью, в той или иной степени включающих в себя элемент парадоксальности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что парадокс рассматривается в аспекте современных подходов к изучению языка, что обеспечивает полипарадигмальность работы. Обращение к когнитивно-дискурсивному аспекту изучения обусловлено антропоцентрической направленностью современной лингвистики, в частности, ее когнитивной направленностью, обращенностью к процессам, происходящим в сознании человека и находящим отображение в том числе в поэтических текстах. Парадокс с этой точки зрения является интересным явлением, поскольку он является результатом интерпретации сознанием окружающего мира и его отображения в языке. Когнитивный подход к парадоксу, реализуемый в данной работе, предполагает его рассмотрение как способа выражения и передачи нового знания. Дискурсивный аспект изучения парадокса обусловлен рассмотрением парадоксальных высказываний с эмотивной семантикой в рамках художественного (поэтического) дискурса.
Цель исследования – выявить структурно-семантические и когнитивно-дискурсивные особенности парадоксальных высказываний при репрезентации эмоций в поэтической речи.
Объектом исследования являются поэтические высказывания с эмотивной семантикой, представляющие собой парадоксальные суждения.
Предмет исследования составляет парадокс как явление когнитивно-дискурсивного плана, обнаруживающееся на уровне нестандартной синтагматики в поэтической речи.
Исследование проводится на материале поэтических текстов, включающих лексику с эмотивной семантикой. Источником материала является поэтический корпус русского языка. Подбор материала осуществлялся на основе семантического поиска в поэтическом корпусе на основе имеющейся в корпусе семантической разметки. Первичный материал исследования составил около 6000 контекстов – фрагментов поэтических текстов, включающих эмотивы-номинативы. Собственно материал, отобранный из первичного материала вручную, составил около 500 контекстов с нестандартной сочетаемостью, в той или иной степени включающих в себя элемент парадоксальности.