Отражение тенденций развития языка в заголовках региональных СМИ

Пономарчук Юлия Васильевна

Аннотация


Данное исследование выполнено в границах современной медиастилистики. Его актуальность связана, во-первых, с недостаточной изученностью некоторых аспектов газетных заголовков; во-вторых, с возрастающей ролью заголовков и в целом публицистического стиля в современном обществе. Объект исследования – заголовки региональных СМИ. Предмет исследования – тенденции развития языка. Материалом исследования послужили выпуски региональной газеты «Уральский рабочий» за 1980 г. и за 2018-2021 гг. Всего было проанализировано 3000 заголовков. Целью исследования является выявление особенностей заголовков газеты «Уральский рабочий» двух временных периодов на основе разделения заголовков в соответствии с их функциями (информационной и воздействующей). Среди методов исследования выделяются общенаучные и лингвистические.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается степень ее разработанности, определяются предмет, объект, цель, задачи исследования, даются характеристики материала и методов исследования, отмечается научная новизна и практическая значимость, формулируются основные выводы исследования, демонстрируется перспектива дальнейшей разработки темы и приводится информация об апробации результатов. Первая глава «Заголовок как объект изучения в современной лингвистике» определяет аспекты изучения заголовков. Во второй главе «Семантика и структура информационных заголовков» проводится сопоставительный анализ информационных заголовков в советских и современных изданиях. В третьей главе «Семантика и структура воздействующих заголовков» проводится сопоставительный анализ соответственно воздействующих заголовков в советских и современных изданиях. В Заключении обобщаются выводы, полученные в ходе исследования. Проведенный анализ позволил предложить классификацию заголовков, основанную на конструктивном принципе сочетания стандарта и экспрессии: основными функциями публицистического стиля являются информационная и воздействующая, и следовательно, обоснованным является выделение именно информационных и воздействующих заголовков.