Жанр акафиста: категориально-текстовая специфика

Рядовых Наталья Александровна

Аннотация


Изменение социально-политического устройства, произошедшее в России в последнее десятилетие ХХ века, позволило восстановить статус религии как неотъемлемой части общественного сознания, что привело к выделению религиозного стиля в составе функциональных разновидностей русского литературного языка.
Описание специфики языка сферы религиозного общения соотносится с представлением о христианской картине мира как экстралингвистическом факторе функционального стиля. Идеи двоемирия, спасения, теозиса закладываются прототекстом и эксплицируются под влиянием стилевых конструктивных принципов в частном проявлении – в текстотипе акафиста. Детальное изучение экспликационных возможностей текстовых категорий, выбранных для анализа в настоящей работе, позволило охарактеризовать специфику активно развивающегося жанра акафиста.
Специфичным для жанра акафиста является феномен двуплановой гибридности (внутристилевой и межстилевой).
Своеобразие типологических признаков жанра акафиста выявляется при исследовании текстовых категорий композиции, темы, хронотопа, тональности, оценочности.
Специфика композиции акафиста рассматривается как формальный жанрообразующий признак.
Своеобразие выражения категории темы (разновидности: духовная и предметная) обусловливается в жанре акафиста идеей двоемирия, характерной для религиозного сознания. Спецификой тематической организации акафиста являются зоны вербальной аппликации предметного и духовного осмысления действительности.
Тематическое членение акафиста, экстраполирующее дуальность видимого и невидимого мира, отражается в хронотопе акафиста. Своеобразие акафиста при экспликации категории хронотопа проявляется в семантической бинарности и полифункциональной нагруженности отдельных лексических единиц.
Категория тональности в жанре акафиста представлена контрадикторной дихотомией тональностей, текстовая реализация которых характеризуется равнозначно высокой степенью интенсивности.
Категория оценочности выражается посредством аксиологического лексикона, в составе которого используются аксиологемы, обозначающие ключевые ценности и антиценности русского православия, а также аксиологически маркированная лексика.
Категориально-текстовой анализ жанра акафиста позволяет сформировать представление о наиболее обобщенном отражении затекстовой ситуации и коммуникативно-прагматической специфики данного текстотипа религиозного стиля.