Прецедентные имена собственные в текстах политической рекламы (лингвокультурологический и прагматический аспекты)

Дмитриева Анастасия Валерьевна

Аннотация


В исследовании поднимаются вопросы функционирования прецедентных имен как ценностно «заряженных» знаков лингвокультуры, вовлеченных в целенаправленный процесс речевого воздействия в текстах политической рекламы. Способность прецедентных онимов участвовать в передаче аксиологических смыслов позволяет субъектам предвыборной гонки использовать эти языковые знаки в политической рекламе как средства формирования картины мира и тем самым влиять на электоральное поведение избирателей. Поэтому исследование взаимосвязи лингвокультурологического и прагматического аспектов функционирования прецедентных имен в произведениях политической рекламы представляется актуальным. Материал исследования включает тексты политической рекламы, относящиеся к кампаниям по выборам президента и в Государственную Думу России за последние 30 лет. Значительная часть материала представлена поликодовыми текстами статичного и динамичного характера, в составе которых присутствуют различные корреляции прецедентных имен с невербальными знаками. Этим обусловлено применение особого комплекса методов, включающих компонентный, семантико-когнитивный, контекстуальный, семиотический, дискурсивный анализ и др. В работе показано, что прецедентные имена используются в трансляции универсальных и специфических ценностей. Первые включают материальные и духовно-интеллектуальные аксиологические категории, среди которых наиболее значимы героизм, патриотизм, ценности русской культуры и искусства. Специфические ценности и антиценности имеют решающее значение для политической картины мира и представлены прецедентными именами из концептосфер «Политика», «Экономика» и «Международные отношения». Употребление прецедентных онимов для трансляции ценностных ориентиров тесно связано с использованием этих имен в составе различных коммуникативных стратегий и тактик. В исследовании доказано, что наиболее значимыми с точки зрения использования прецедентных имен являются стратегии дискредитации, самопрезентации и формирования эмоционального настроя адресата. Делается вывод о том, что доминирующим механизмом речевого воздействия с участием прецедентных имен является аффективное – эмоциональное и образное – воздействие на избирателей.