Текстообразующая функция концептуальной метафоры в языке СМИ

Ван Цзянин

Аннотация


В настоящее время чрезвычайно популярна и занимает всё большее место в исследованиях теория концептуальной метафоры как в России, так и в других странах. Существует множество работ, в которых метафора рассматривается как один из основных способов познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира. Одним актуальных вопросов теории концептуальной метафоры является вопрос о ее роли в организации и развертывании текста, о соотношении текстовых и концептуальных структур.
В данной диссертации предпринимается попытка анализа текстообразующей функции концептуальной метафоры на уровне текста. Существует много различных подходов к изучению текста: семантический, коммуникативный, когнитивный и др. В данной работе рассматривается роль метафоры в тексте с точки зрения коммуникативного и когнитивного подходов. Основные аспекты анализа метафоры тоже можно разделить на три направления: семантическое, прагматическое и когнитивное, в данной работе рассматривается метафора с когнитивной точки зрения.
В данной работе исследуется текстообразующая функция метафоры с помощью теории актуального членения и теории образ-схемы. Выявлены несколько моделей текстов, тема-рематические структуры которых соотносятся с разными образными схемами: образ-схемы цепи, контейнера, параллельная и комплексная; показано взаимодействие тема-рематической структуры текста с метафорическим способом отображения элементов содержания статьи.
С точки зрения когнитивного лингвистики, концептуальная метафора представляет собой не только проекцию из области источника на область цели, но также проекцию между кругом их импликации. Поэтому ее текстообразующую функцию выполняет не только проекция двух областей метафоры, но и проекция их подразумеваемых групп импликаций. В данной работе показано, как импликации метафоры участвуют в создании связности и целостности текста и сделан вывод о том, что чаще всего в тексте эксплицитно представлена область цели и некоторые из ее импликаций, а актуализация в сознании читателя импликаций области источника (или областей-источников) метафоры оказывается эффективным средством создания связности и целостности текста как на уровне содержательной информации, так и на уровне оценки.
Кроме того, в данной работе еще анализируется взаимодействия концептуальной метафоры и ее неметафорического окружения при развертывание текста и выявлены следующие модели: модели тождества и модели противопоставления. В моделях тождества реализованная метафорическая модель соответствует неметафорическому окружению, при этом оба элемента модели могут быть равноправными при выражении основного смысла текста либо один из них может доминировать. В моделях противопоставления одно языковое выражение можно интерпретировать и в метафорическом, и в прямом смысле (либо в разных метафорических смыслах), каждый из которых соответствует одному элементу неметафорического окружения и противоречит другому. Эти модели важны для развёртывания текста и не только работают на создание его целостности и связности, но и участвуют в создании прагматического эффекта.
Таким образом, в данной работе рассмотрена текстообразующая функция метафоры с помощью теории актуального членения, теории образ-схемы, теории проекций и импликаций метафоры, взаимодействия метафорических моделей и неметафорического контекста.