Приемы речевого воздействия в жанре лекции (стилистические фигуры, способы реализации)

Ян Цин

Аннотация


Объектом исследования в данной работе является корпус прагматически значимых речевых конструкций, отражающих основные направления речевого воздействия со стороны лектора. Приемы речевого воздействия рассматриваются по их типам, а также в совокупности – как прагматический компонент жанра. Объект ограничен двумя типами речевых приемов субъективно-модального фокусирования, первый из которых отражает авторскую обработку объективно-логического содержания лекции с помощью стилистических фигур, второй – ролевое общение лектора с адресатом с помощью приемов диалогизации. Предмет исследования – текстовые функции приемов речевого воздействия, их семантико-стилистическая специфика и прагматическая роль в жанре лекции. Поставленная в диссертации проблема соединяет стилистический подход с прагматическим. Актуальные для жанра лекции приемы речевого воздействия охарактеризованы в качестве целостного лингвостилистического феномена, выявлены особенности функционально-текстового варьирования каждого наблюдаемого приема, их групп и всей их совокупности.