Поэзия Юрия Левитанского: особенности образной выразительности
Аннотация
В январе 2017 года отмечалось 95 лет со дня рождения поэта Юрия Левитанского (1922 – 1996), строки стихов которого знакомы практически каждому — прежде всего по фильмам или песням. Для его поэтического наследия принципиально важна роль тактильного компонента, обусловливающего восприятие мира поэтом: категория «живого», нашедшая отражение на разных уровнях организации стихотворного текста, является одним из структурообразующих начал произведений поэта. На материале четырех книг – «Кинематографа» (1970), «Дня такого-то» (1976), «Писем Катерине, или Прогулки с Фаустом» (1981), «Белых стихов» (1991), – в работе «Поэзия Юрия Левитанского: особенности образной выразительности» проводится образно-тематический анализ, в ходе которого выявляется изменяющаяся с течением времени специфика воспринимаемых визуально, акустически и тактильно образов. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучаются визуальное, акустическое и тактильное начало поэтического творчества Ю. Левитанского. Выявляя знаковые для поэта визуальные (цвет, зрительный образ и зрительная память, кадровость, лексика смотрения, взгляд, глаза, пространство), акустические (звук, голос, музыка, слышимое, соотношение тишины и громкости, лексика звучания) и тактильные мотивы (непосредственно чувствования, понимания, рождения и живого – где особый смысл вкладывается в категорию «рук» – ощущений, вещественности, движения, времени), автор отмечает визуальные, акустические и тактильные особенности каждой анализируемой книги, обозначая сквозное движение означенных начал в соотношении между собой, в соответствии с чем выстраивается следующая закономерность: визуальный «Кинематограф», визуально-тактильный «День такой-то», визуально-тактильно-акустические «Письма Катерине…» и тактильно-акустические «Белые стихи», наводящая на размышления о соотношении приведенных закономерностей с жанром книги стихов, к которому обратился поэт в своих сочинениях. Итогом работы становится мысль о том, что значимость визуальной, акустической и тактильной составляющих в поэзии Ю. Левитанского – показательный случай того, как отечественная поэзия в постакмеистическую пору откликается на «физические» параметры бытия и как «внешний» лирическому субъекту мир воспринимается в соответствии с лирическими установками автора.