Флейм в интернет-коммуникации: когнитивно-дискурсивный аспект
Аннотация
Флейм как виртуальный речевой конфликт — явление, присущее виртуальной коммуникации. Характеристики виртуального общения, в частности, раскрепощенность, способствуют формированию и развитию более конфликтной среды в общении Интернета, по сравнению с разговорным общением. Изучению важнейших характеристик, которыми обладает виртуальный речевой конфликт, и посвящена данная работа.
Виртуальный речевой конфликт – явление, которое можно изучать со многих точек зрения и с позиций разных лингвистических дисциплин. Флейм как деструктивный виртуальный речевой конфликт с позиций теории коммуникации является коммуникативным событием, с точки зрения теории дискурса – дискурсоприобретенным жанром, а в рамках теории текста – гипертекстовым единством. Функционирование флейма в современном контексте Рунета является важным и интересным для исследования как по причине его распространенности, так и по причине парадоксальности схемы его действия: флейм начинается буквально «на пустом месте», по причине высказывания одним из коммуникантов достаточно резкого суждения, совершенно не совпадающего с изначальной темой раздела форума; так же неожиданно он и обрывается: как показал анализ структуры флейма, в 73 полилогах из 100 конфликт угасает сам собой (обмен личными оскорблениями прерывается на конструктивном обсуждении, после использования аудиторией, не причастной к конфликту, тактики «возвращения к теме»).
Флейм как жанровое явление берет свои истоки из речевых жанров спора и ссоры, он может быть описан с помощью семантических примитивов, из которых состоят эти жанры. Такое сходство обусловливает и комплекс коммуникативных тактик, среди которых преобладают тактики деструктивного характера, и систему концептов, важных для языковых личностей-участников флеймового полилога, и общий, преобладающе негативный, эмотивный фон конфликта. В этих характеристиках также можно усмотреть любопытные взаимосвязи: так, отличительный для флейма семантически примитивный тезис хочу, чтобы мне было хорошо, зная, как тебе это не нравится, в котором чтобы мне было хорошо предполагает скорее положительные ассоциации, чем отрицательные, оказывается оправдан и на коммуникативном уровне (преобладающей коммуникативной тактикой является колкость, имеющая иронический характер), и на эмотивном уровне (количественно наиболее определяемой эмоцией флеймовых полилогов является именно ирония).
Флейм как деструктивный виртуальный речевой конфликт – уникальное явление, существующее только в рамках виртуального дискурса и компьютерно-опосредованной коммуникации. На сегодняшний день он изучен недостаточно полно, но его дальнейшее исследование, в особенности междисциплинарными методами, может выявить гораздо более любопытные особенности данного явления и охарактеризовать его более объемно, чем было предпринято в данном исследовании.
Виртуальный речевой конфликт – явление, которое можно изучать со многих точек зрения и с позиций разных лингвистических дисциплин. Флейм как деструктивный виртуальный речевой конфликт с позиций теории коммуникации является коммуникативным событием, с точки зрения теории дискурса – дискурсоприобретенным жанром, а в рамках теории текста – гипертекстовым единством. Функционирование флейма в современном контексте Рунета является важным и интересным для исследования как по причине его распространенности, так и по причине парадоксальности схемы его действия: флейм начинается буквально «на пустом месте», по причине высказывания одним из коммуникантов достаточно резкого суждения, совершенно не совпадающего с изначальной темой раздела форума; так же неожиданно он и обрывается: как показал анализ структуры флейма, в 73 полилогах из 100 конфликт угасает сам собой (обмен личными оскорблениями прерывается на конструктивном обсуждении, после использования аудиторией, не причастной к конфликту, тактики «возвращения к теме»).
Флейм как жанровое явление берет свои истоки из речевых жанров спора и ссоры, он может быть описан с помощью семантических примитивов, из которых состоят эти жанры. Такое сходство обусловливает и комплекс коммуникативных тактик, среди которых преобладают тактики деструктивного характера, и систему концептов, важных для языковых личностей-участников флеймового полилога, и общий, преобладающе негативный, эмотивный фон конфликта. В этих характеристиках также можно усмотреть любопытные взаимосвязи: так, отличительный для флейма семантически примитивный тезис хочу, чтобы мне было хорошо, зная, как тебе это не нравится, в котором чтобы мне было хорошо предполагает скорее положительные ассоциации, чем отрицательные, оказывается оправдан и на коммуникативном уровне (преобладающей коммуникативной тактикой является колкость, имеющая иронический характер), и на эмотивном уровне (количественно наиболее определяемой эмоцией флеймовых полилогов является именно ирония).
Флейм как деструктивный виртуальный речевой конфликт – уникальное явление, существующее только в рамках виртуального дискурса и компьютерно-опосредованной коммуникации. На сегодняшний день он изучен недостаточно полно, но его дальнейшее исследование, в особенности междисциплинарными методами, может выявить гораздо более любопытные особенности данного явления и охарактеризовать его более объемно, чем было предпринято в данном исследовании.