Проблемы установления моральных взаимоотношений с искусственным агентом
Аннотация
В условиях того, что в современном мире научные достижения влияют и все в большей степени определяют человеческое существование, представляется, что созданный искусственный интеллект не будет исключением. Существуют основания полагать, что искусственный разум окажет наиболее сильное, до сих пор невиданное влияние на развитие социума. В связи с этим ученые и философы посвящают свои труды рассмотрению экзистенциальных рисков, связанных с созданием искусственного интеллекта и вырабатывают стратегии, предотвращающие возникновения таковых рисков. Однако не менее важно заниматься анализом того, какое место автономный искусственный агент способен занять в нашем мире, какую ценность, помимо инструментальной, он может нести в себе. Возможно ли признать за искусственным агентом личность, и способен ли искусственный интеллект на построение моральных отношений.
Объектом исследования является теория искусственного интеллекта. Предметом исследования является морально-этический аспект теории искусственного интеллекта.
Цель работы – установить, может ли ИИ в теоретическом плане обладать морально-личностной ценностью и проанализировать, в каких случаях достаточно оставить за ИИ инструментальную ценность.
Методы, применяемые в исследовании: анализ, сравнение, герменевтический метод.
Новизна данной диссертационной работы заключается в том, что в ней освящен вопрос о возможностях установления отношений морально-личностного уровня с ИИ.
В результате исследования установлено, что искусственный интеллект в теоретическом плане может обладать морально-личностной ценностью. Искусственный интеллект, наделенный не только теоретическим, но и практическом разумом, обладающий автономией в решениях действовать, имеющий рациональные основания для поступков и способный нести за них ответственность был назван искусственным интеллектом морально-личностного уровня (ИИМЛУ). Кроме того, было установлено, что как в случае слабого ИИ, так и в случае сверхразума не имеет смысла говорить о морально-личностной ценности ИИ. Данные виды ИИ способны обладать лишь инструментальную ценность в человеческом обществе.
Ключевые слова
искусственный интеллект, взаимоотношения морально-личностного уровня, слабый искусственный интеллект, сильный искусственный интеллект, сверхразум, морально-личностная ценность, интенциональные системы, практический разум.
Объектом исследования является теория искусственного интеллекта. Предметом исследования является морально-этический аспект теории искусственного интеллекта.
Цель работы – установить, может ли ИИ в теоретическом плане обладать морально-личностной ценностью и проанализировать, в каких случаях достаточно оставить за ИИ инструментальную ценность.
Методы, применяемые в исследовании: анализ, сравнение, герменевтический метод.
Новизна данной диссертационной работы заключается в том, что в ней освящен вопрос о возможностях установления отношений морально-личностного уровня с ИИ.
В результате исследования установлено, что искусственный интеллект в теоретическом плане может обладать морально-личностной ценностью. Искусственный интеллект, наделенный не только теоретическим, но и практическом разумом, обладающий автономией в решениях действовать, имеющий рациональные основания для поступков и способный нести за них ответственность был назван искусственным интеллектом морально-личностного уровня (ИИМЛУ). Кроме того, было установлено, что как в случае слабого ИИ, так и в случае сверхразума не имеет смысла говорить о морально-личностной ценности ИИ. Данные виды ИИ способны обладать лишь инструментальную ценность в человеческом обществе.
Ключевые слова
искусственный интеллект, взаимоотношения морально-личностного уровня, слабый искусственный интеллект, сильный искусственный интеллект, сверхразум, морально-личностная ценность, интенциональные системы, практический разум.