Ситуация звучания в русском языке: лексическая репрезентация и лексикографическое описание
Аннотация
Ключевые слова: лексика звучания, идеографическая лексикография, идеографический словарь, синонимы, антонимы, синонимический ряд, антонимическая пара, синонимико-антонимический комплекс (блок), семантическая оппозиция, денотативно-идеографическая группа, концепт, концептуализация.
В ходе работы над магистерской диссертацией были проанализированы синонимические ряды, формируемые оппозицией наличия/отсутствия звучания (тишина – шум), а также ряды, объединяемые семью семантическими оппозициями (пронзительный – мягкий, высокий – низкий, благозвучный – неблагозвучный, звонкий – глухой, внятный – невнятный, протяжный – отрывистый, громкий – тихий), которые образуют синонимико-антонимические комплексы. Мы рассмотрели значения слов, которые входят во все описываемые ряды и в возникающие на их основе антонимические пары и проанализировали возможности возникновения антонимических отношений между целыми рядами. Далее нами были описаны оппозитивные концепты, отображающие интенсивность звучания (на материале оппозиции громкий – тихий). Мы выявили как зеркальную противоположность разных элементов различных когнитивных признаков, так и взаимосвязь между ними. На последнем этапе работы были описаны денотативно-идеографические группы слов раздела «Акустическое восприятие». Мы подробно проанализировали семантические особенности лексических единиц, входящих в основной состав каждой подгруппы, а также синонимические и антонимические отношения, в которые они вступают. Отдельно была подчеркнута пересекаемость компонентов значения многих лексических единиц с семантикой родственных подгрупп, а также, в некоторых случаях, подгрупп, принадлежащих другой ДИГ.
В ходе работы над магистерской диссертацией были проанализированы синонимические ряды, формируемые оппозицией наличия/отсутствия звучания (тишина – шум), а также ряды, объединяемые семью семантическими оппозициями (пронзительный – мягкий, высокий – низкий, благозвучный – неблагозвучный, звонкий – глухой, внятный – невнятный, протяжный – отрывистый, громкий – тихий), которые образуют синонимико-антонимические комплексы. Мы рассмотрели значения слов, которые входят во все описываемые ряды и в возникающие на их основе антонимические пары и проанализировали возможности возникновения антонимических отношений между целыми рядами. Далее нами были описаны оппозитивные концепты, отображающие интенсивность звучания (на материале оппозиции громкий – тихий). Мы выявили как зеркальную противоположность разных элементов различных когнитивных признаков, так и взаимосвязь между ними. На последнем этапе работы были описаны денотативно-идеографические группы слов раздела «Акустическое восприятие». Мы подробно проанализировали семантические особенности лексических единиц, входящих в основной состав каждой подгруппы, а также синонимические и антонимические отношения, в которые они вступают. Отдельно была подчеркнута пересекаемость компонентов значения многих лексических единиц с семантикой родственных подгрупп, а также, в некоторых случаях, подгрупп, принадлежащих другой ДИГ.