Стихотворения в прозе И. А. Бунина: синтез лирического и эпического
Аннотация
Настоящая работа посвящена исследованию прозопоэтического текста на материале текстов И. А. Бунина. Под прозопоэтическим текстом понимается тип текста, образующий вместе с поэтическим, прозаическим и драматургическим текстами парадигму видов текстового художественного мышления и обнаруживающий признаки поэтического и прозаического текстов одновременно на многих уровнях организации (на просодическом, языковом, культурологическом и др.) и во всем массиве этого текста (не в отдельных своих фрагментах). Прозопоэтический текст может быть реализован в различных формах (верлибр, стихотворение в прозе и др.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе представлены результаты обзора научной литературы, посвященной общей теории текста, теории поэтического и прозаического текстов, а также стихотворению в прозе; проводится сопоставительный анализ поэтического и прозаического текстов в аспекте специфики реализации текстовых признаков; дается определение прозопоэтического текста и стихотворения в прозе как формы его реализации.
Во второй главе предлагается модель комплексного анализа прозопоэтического текста, предполагающая рассмотрение культурологической, просодической и языковой текстовых сфер; проводится анализ трех стихотворений в прозе И. А. Бунина («Журавли», «Именины», «Ущелье») по разработанной модели.
Произведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В стихотворениях в прозе И. А. Бунина черты поэтического текста обнаруживаются во всех выделяемых сферах текста.
2. Данные культурологической сферы рассмотренных стихотворений в прозе позволяют говорить о взаимодействии и взаимоотношении автора и рассказчика по типу автор – лирическое Я поэтического текста. Рассмотренные тексты приближаются к снам, воспоминаниям, дневниковым записями и т. п.
3. В просодической сфере рассмотренных стихотворений в прозе обнаруживаются такие черты поэтической просодии, как типовые звукокомплексы, ассонансные и аллитерационные ряды, рифма, анаграмматические построения, элементы стихотворной метрической организации. В целом же стихотворения в прозе организованы (в ритмическом аспекте) по типу прозаического текста: деление текста на интонационно значимые отрезки [фразы] (проведенное при помощи социолингвистического эксперимента) обнаруживает наличие регулярных чередований фраз различных типов.
4. Анализ языковой сферы стихотворений в прозе показал, что познавательная интенция автора текстов направлена на познания сложных, трудно осмысляемых метафизических сущностей: время, жизнь, смерть, за-смертное существование, красота, прекрасное, душа и др.
5. Стихотворение в прозе, таким образом, представляет собой вид (или форму реализации) прозопоэтического текста, особенностями которой является сближение автора и рассказчика до степени автор – лирическое Я; наличие неявной, скрытой поэтической просодии или ее элементов; направленность познавательной интенции на сложные метафизические сущности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе представлены результаты обзора научной литературы, посвященной общей теории текста, теории поэтического и прозаического текстов, а также стихотворению в прозе; проводится сопоставительный анализ поэтического и прозаического текстов в аспекте специфики реализации текстовых признаков; дается определение прозопоэтического текста и стихотворения в прозе как формы его реализации.
Во второй главе предлагается модель комплексного анализа прозопоэтического текста, предполагающая рассмотрение культурологической, просодической и языковой текстовых сфер; проводится анализ трех стихотворений в прозе И. А. Бунина («Журавли», «Именины», «Ущелье») по разработанной модели.
Произведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В стихотворениях в прозе И. А. Бунина черты поэтического текста обнаруживаются во всех выделяемых сферах текста.
2. Данные культурологической сферы рассмотренных стихотворений в прозе позволяют говорить о взаимодействии и взаимоотношении автора и рассказчика по типу автор – лирическое Я поэтического текста. Рассмотренные тексты приближаются к снам, воспоминаниям, дневниковым записями и т. п.
3. В просодической сфере рассмотренных стихотворений в прозе обнаруживаются такие черты поэтической просодии, как типовые звукокомплексы, ассонансные и аллитерационные ряды, рифма, анаграмматические построения, элементы стихотворной метрической организации. В целом же стихотворения в прозе организованы (в ритмическом аспекте) по типу прозаического текста: деление текста на интонационно значимые отрезки [фразы] (проведенное при помощи социолингвистического эксперимента) обнаруживает наличие регулярных чередований фраз различных типов.
4. Анализ языковой сферы стихотворений в прозе показал, что познавательная интенция автора текстов направлена на познания сложных, трудно осмысляемых метафизических сущностей: время, жизнь, смерть, за-смертное существование, красота, прекрасное, душа и др.
5. Стихотворение в прозе, таким образом, представляет собой вид (или форму реализации) прозопоэтического текста, особенностями которой является сближение автора и рассказчика до степени автор – лирическое Я; наличие неявной, скрытой поэтической просодии или ее элементов; направленность познавательной интенции на сложные метафизические сущности.