Субъективно-модальные смыслы и способы их выражения в документных текстах

Волкова Антонина Александровна

Аннотация


Работа посвящена выявлению способов выражения субъективно-модальных смыслов авторизации и оценки в документах личного характера. Материал исследования относится к документации сферы образования и составляет 200 обиходно-деловых документов (340 контекстов), распределенных в соответствии с жанром, определенным авторами документов: заявление, служебная записка, объяснительная записка, докладная записка.
В первой главе приводится обзор научной литературы по документной лингвистике и семантическому синтаксису, освещаются различные точки зрения на проблемные вопросы данных наук, вводятся основные понятия (документ, модальность), приводятся различные классификации документов, а также типов оценочных значений (предпочтение отдается классификации частнооценочных значений Н.Д.Арутюновой, как детально разработанной и подходящей к анализируемому материалу).
Во второй главе анализируется собранный материал. Документы рассматриваются с точки зрения соответствия/несоответствия стандартам оформления. Кроме того, в документах выявляются контексты, содержащие значения авторизации и оценки. Рассматриваются используемые способы выражения этих значений. Затем приводится пример анализа документного текста.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки клише для составления документов личного характера, призванных облегчить написание документов данного вида.
В приложении1 выявленные способы выражения субъективно-модальных смыслов представлены в виде таблицы, в приложении2 приведены примеры документов из собранного материала (30 штук).