Региональная культура в преподавании РКИ. Проект учебно-методического пособия для иностранных студентов

Нечаева Елизавета Борисовна

Аннотация


Аннотация
диссертации на соискание степени магистра
«Региональная культура в преподавании РКИ. Проект учебно-методического пособия для иностранных студентов»
Выполнена на кафедре русского языка для иностранных учащихся, УрФУ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения региональной культуры, позволяющей повысить эффективность преподавания русского языка как иностранного, увеличить мотивацию обучающихся; используемый креативный подход с учетом принципов речевой деятельности помогает при решении коммуникативных задач, с которыми студент встречается в повседневной жизни. Предлагаемый проект учебно-методического пособия отвечает требованиям эффективности образовательных программ в преподавании РКИ.
Цель научного исследования заключается в создании учебно-методической разработки по РКИ для иностранных студентов, имеющих уровень русского языка А2-В1(базовый и первый сертификационные уровни).
Объектом исследования является методический аспект изучения региональной культуры.
Предметом исследования является система методических заданий и упражнений, способствующих развитию видов речевой деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: изучить теоретико-методологические основы обучения разных видов речевой деятельности; выявить наиболее информативные культурно-просветительские места Екатеринбурга для создания учебно-методической разработки на их основе; разработать систему поэтапной работы по изучению региональной культуры в иностранной аудитории на основе изученного теоретического материала при внеаудиторных занятиях; создать учебно-методическую разработку, направленную на формирование лингворегионоведческих компетенций у студентов, изучающих русский язык как иностранный уровня А2-B1 (базовый и первый сертификационные уровни) на основе площадок Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера, ЕМИИ, дома-музея П.П. Бажова.
В процессе решения поставленных задач были сделаны следующие основные выводы: максимального эффекта в обучении иностранному языку можно добиться лишь при совокупном использовании видов речевой деятельности на уроке с учетом языкового уровня студентов; установлены основные функциональные особенности лингвострановедения и лингворегионоведения: повышение мотивации у обучающихся, развитие и совершенствование коммуникативной, лингвокультурологической и социокультурной компетенции; выявлено значение этих дисциплин в процессе преподавания и обучения РКИ — через изучение лингвострановедения и лингворегионоведения происходит снятие культурных и языковых трудностей, с которыми может встретиться студент в процессе обучения; создание учебно-методических разработок, основанных на материале музейных институций Екатеринбурга, расширяет культурный кругозор студента; формат проведения внеаудиторных занятий в виде уроков-экскурсий повышает мотивацию обучения студента, помогает в полной мере представить языковую картину мира, облегчает процесс адаптации обучающегося в новой языковой среде.
Ключевые слова: лингвострановедение, лингворегионоведение, урок-экскурсия, музейные институции Екатеринбурга, учебно-методическое пособие, внеаудиторные занятия.