Экфрасис в новеллистическом цикле Г. Флобера Три повести

Чичкина Мария Валерьевна

Аннотация


Работа посвящена исследованию экфрасиса в цикле «Три повести» (1887) Г. Флобера.
В первой главе рассматривается проблема экфрасиса в литературоведении в следующих аспектах: генезис экфрасиса, экфрасис в античной литературе и риторике, новейшие теории об экфрасисе, экфрасис как жанр, экфрасис с точки зрения нарративного подхода, функции экфрасиса, виды экфрасиса, экфрасис в историко-литературной перспективе, экфрасис в контексте явления интермедиальности.
Во второй главе исследуются экфрастические описания в каждой из новелл, входящих в сборник Г. Флобера. Большое внимание уделяется взаимосвязи экфрасиса с христианским подтекстом, а также с системой образов, сюжетом, композицией, основными мотивами повестей цикла. При анализе используются внутритекстовый, интермедиальный, рецептивно-эстетический методы.
Исследование повести «Простая душа» показывает, что экфрасис становится литературно-живописным конструктом (в виде пьеты), который скрепляет два содержательных пласта повести – поверхностный, где описывается простая житейская история, и глубинный, в котором передана трагическая евангельская история. Прослеживаются параллели между образом центральной героини и образом Девы Марии.
Ключевой точкой для анализа второй новеллы цикла «Истории о Святом Юлиане Странноприимце» становится отсылка писателя в финале произведения к витражу Руанского собора. Значительная роль витража в интерпретации новеллы демонстрируется в исследовательской работе в двух аспектах:
1) Интермедиальный анализ выявляет в повести экфрастические описания, соответствующие полностью или частично фрагментам витража.
2) Экфрастичной оказывается повесть в целом, так как в ней обнаруживаются принципы витражного искусства на уровне архитектоники. Значимыми в данном случае являются фактор освещения, калейдоскопичность, особенности пространственной организации, принцип лучевого дальнодействия.
В третьей повести цикла «Иродиаде» обнаруживаются несколько экфратических описаний, отсылающих к известным картинам европейских художников, а также к барельефу Руанского собора.