Специфика юмора в литературном творчестве Вуди Аллена (на материале сборников рассказов и пьес)

Баисова Айслу Юсуфовна

Аннотация


Работа посвящена анализу различных проявлений комического (формы, способы, средства и пр.) в литературном наследии Вуди Аллена с учетом специфики американо-еврейской юмористической традиции. В качестве материала исследования в диссертации используются сборники рассказов Аллена «Сводя счеты» (Getting Even, 1971), «Без перьев» (Without Feathers, 1975), «Побочный эффект» (Side Effect, 1980), а также сборник пьес «Риверсайд Драйв» (Three one-act plays, 2003).
В 1 главе своего исследования мы дали краткий обзор комического как литературоведческой категории. Основной категорией, характеризующей творчество Аллена, по нашему мнению, является именно юмор. Изучая и анализируя рассказы, мы также обнаружили, что его юмор носит явно выраженный национальный характер, именно поэтому в 1 главе нашего исследования появился раздел, посвященный особенностям американского и еврейского юмора.
Во 2 главе прежде чем приступать непосредственно к анализу сборников, мы попытались вкратце определиться со спецификой рассказа как жанра и обрисовать историко-литературный контекст его развития в американской культуре. Проведен анализ сборников, в ходе которого мы выявили, что ведущий прием в рассказах – ирония. Мы также выявили, что сюжеты рассказов можно поделить на 6 типов, каждому из которых соответствует свой ведущий прием. Заголовки рассказов можно разделить на 3 типа, каждый из которых строится на комическом совмещении высокого и низкого, но превалирует в каждом то бурлескное, то травестийное начало.
3 глава нашего исследования посвящена изучению драматического наследия Аллена, которое не так велико, всего 6 пьес, из которых подробно нами были проанализированы только 3, вошедшие в сборник «Риверсайд-Драйв». Ведущий пример здесь – ирония
В приложении приводится выдержка из интервью Вуди Аллена, оформленного в виде книги «Вуди Аллен: интервью со Стигом Бьйоркманом».