Критика гендерных стереотипов в женском романе воспитания (на материале романов Дж. Элиот «Мельница на Флоссе» и Э. Гаскелл «Жены и дочери»)
Аннотация
В данной работе мы рассматриваем различный характер критики гендерных стереотипов в женской викторианской литературе на материале романов «Мельница на Флоссе» Джордж Элиот и «Жены и дочери» Элизабет Гаскелл.
В первой части работы мы рассматриваем жанр романа воспитания, вопросы его генезиса и эволюции, а также подробно описываем женский роман воспитания как одну из его разновидностей. Кроме того, в теоретической главе мы также выявляем особенности репрезентации гендера в литературе (в частности, мы обращаем особое внимание на феномены женского письма и женского чтения) и рассматриваем гендер как социокультурное явление в викторианском обществе. Заключительные параграфы первой части освещают историко-культурный и социальный контекст творчества Дж. Элиот и Э. Гаскелл.
Вторая часть нашей работы посвящена непосредственному анализу романов «Жены и дочери» и «Мельница на Флоссе». В ней последовательно рассматриваются такие аспекты текстов, как объектная и субъектная организация, нарративная структура и стилевые особенности. Большое внимание уделяется выделению собственно женской парадигмы становления в романах. Жанровый анализ произведений включает также выявление черт «двойного» романа воспитания в данных текстах. Две параллельные линии становления героя и героини составляют структурную основу данной разновидности жанра и играют важную роль в определении специфики критики гендерных стереотипов, так как в «двойных» романах воспитания можно увидеть четкое сопоставление мужской и женской парадигм становления и выявить различия между ними.
Сравнительный анализ двух романов с привлечением изученного теоретического материала позволяет заключить, что ключом к пониманию специфики критики гендерных стереотипов в данных произведениях является роль общества как неотъемлемого фактора формирования личности и как контролирующей инстанции, которая предписывает нормы поведения для мужчин и женщин.
В первой части работы мы рассматриваем жанр романа воспитания, вопросы его генезиса и эволюции, а также подробно описываем женский роман воспитания как одну из его разновидностей. Кроме того, в теоретической главе мы также выявляем особенности репрезентации гендера в литературе (в частности, мы обращаем особое внимание на феномены женского письма и женского чтения) и рассматриваем гендер как социокультурное явление в викторианском обществе. Заключительные параграфы первой части освещают историко-культурный и социальный контекст творчества Дж. Элиот и Э. Гаскелл.
Вторая часть нашей работы посвящена непосредственному анализу романов «Жены и дочери» и «Мельница на Флоссе». В ней последовательно рассматриваются такие аспекты текстов, как объектная и субъектная организация, нарративная структура и стилевые особенности. Большое внимание уделяется выделению собственно женской парадигмы становления в романах. Жанровый анализ произведений включает также выявление черт «двойного» романа воспитания в данных текстах. Две параллельные линии становления героя и героини составляют структурную основу данной разновидности жанра и играют важную роль в определении специфики критики гендерных стереотипов, так как в «двойных» романах воспитания можно увидеть четкое сопоставление мужской и женской парадигм становления и выявить различия между ними.
Сравнительный анализ двух романов с привлечением изученного теоретического материала позволяет заключить, что ключом к пониманию специфики критики гендерных стереотипов в данных произведениях является роль общества как неотъемлемого фактора формирования личности и как контролирующей инстанции, которая предписывает нормы поведения для мужчин и женщин.