Процессы забывания родного языка на фоне иноязычной культуры

Гагарина Елизавета Алексеевна

Аннотация


Работа посвящена изучению процессов забывания родного языка у людей под влиянием иноязычной культуры посредством проведения описательного анализа связи между явлением погружения в иноязычную среду и языковыми компетенциями на родном языке. Материал исследования составили 12 видео длительностью по 10-15 минут, взятых с портала «YouTube».
Теоретическая часть работы состоит из двух глав. В первой главе исследования рассматриваются общие вопросы терминологии и классификации, необходимые для изучения основных понятий, таких как родной язык и забывание. Кроме того, в этой же части работы описываются основные причины забывания родного языка. Во второй главе работы также приведены теоретические материалы, но по теме языковой регрессии, а также ее проявлений в повседневной жизни, с этапами развития.
Практическая часть исследования посвящена анализу устной речи людей, сменивших место жительства на длительный срок (США, Италия), родной язык которых (L1 – русский) оказался под влиянием иноязычной культуры и приобретенных языков. Особое внимание было уделено выявлению разного типа ошибок (фонетических, лексических и грамматических) и их классификации на разных этапах исследования. Помимо этого, анализ видеоматериалов показал, что утрата фонетических навыков и возможные лексические и грамматические ошибки проявляются хоть и не все сразу, но все же находят свое место в речи эмигрантов через сравнительно короткий срок пребывания в условиях иноязычной среды.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методов сохранения и восстановления навыков родного языка для людей, подвергающихся воздействию иноязычной среды. Перспективным направлением дальнейших исследований может стать более подробное изучение психологических аспектов забывания родного языка, а также разработка практических рекомендаций для поддержания языковой компетенции.
В приложении приводится таблица с использованными видеоматериалами и ссылками на них.