Особенности билингвального образования в России на примере российских билингвальных программ
Аннотация
Тема данной выпускной квалификационной работы – «Особенности билингвального образования в России на примере российских билингвальных программ» – в рамках которой было рассмотрено билингвальное образование как педагогический и психолингвистический феномен, а также особенности организации процесса билингвального обучения в России в рамках искусственного билингвизма. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что билингвальное образование, как в России, так и за рубежом, нуждается в обеспечении научной базы, включающей в себя не только знания из области лингвистики, но также из других областей знания. В связи с этим в ходе данной работы были выявлены особенности билингвального образования в России на основе российских билингвальных программ. Вначале был проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме билингвизма и билингвального образования. Рассмотрены такие подходы к исследованию билингвизма, как лингвистический подход У. Вайнрайха, психолингвистический подход А.А. Залевской и социолингвистический подход Т.А. Бертагаева. Вкратце была рассмотрена история возникновения билингвального образования, а также выявлен понятийный аппарат в области билингвизма и билингвального образования. Затем были изучены особенности организации процесса билингвального обучения. В частности, были указаны современные методы и модели билингвального обучения, а также особым образом была рассмотрена проблема подготовки билингвальных учителей. После этого были исследованы традиции билингвального образования за рубежом и в России. Выделены основные направления отечественных исследований, а также вкратце рассмотрена деятельность кафедры социологии и билингвального образования НовГУ. Далее было проведено практическое исследование современного билингвального образования в России. Методами исследования послужили сравнительный анализ и оценка российских и зарубежных билингвальных программ. На основе полученных результатов выявлены сходства и различия между российским и зарубежным билингвальным образованием, а также отмечены определенные недостатки современной российской системы билингвального образования. В конце практической части были выявлены характерные черты билингвального образования в России в рамках искусственного билингвизма; указаны ключевые проблемы, стоящие перед осуществлением процесса билингвального обучения в России на данный момент; отмечены идеи по дальнейшему усовершенствованию и развитиюбилингвального образования в России, в частности, идеи сотрудничества с представителями зарубежных образовательных учреждений; и, наконец, указаны дальнейшие перспективы развития билингвального образования в России в рамках искусственного билингвизма.