Формирование механизмов самоконтроля при работе с текстом для просмотрового чтения в процессе обучения немецкому языку как второму иностранному
Аннотация
Работа посвящена формированию механизмов самоконтроля при работе с текстом для просмотрового чтения в процессе обучения немецкому языку как второму иностранному, их теоретическому описанию, а также моделированию приемов произвольного самоконтроля при работе с текстовым материалом при освоении стратегии просмотрового чтения. Материалом исследования послужили рабочие программы, составленные для 9-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков, а также, тексты для просмотрового чтения, представляющие собой материал для самостоятельной работы.
В первой части работы рассматриваются основные понятия по теме исследования, теоретические аспекты исследуемой проблемы. Определяются цели, содержание и принципы обучения иностранному языку, анализируются особенности усвоения немецкого языка как второго иностранного на базе английского. Помимо этого, вводится понятие «интерференция» в текстовой деятельности, обосновывается необходимость предупреждения ошибок, а также рассматриваются приемы произвольного самоконтроля.
Во второй части производится анализ учебных программ, составленных для школ с углубленным изучением иностранных языков, разрабатываются приемы произвольного самоконтроля (памятка, аутометодический контроль в форме анкетирования и саморефлексия), которые помогут обучающимся овладеть стратегией просмотрового чтения, а также приводятся тексты для просмотрового чтения для средней и старшей школы (9-11 класс) с добавленными к ним методическими комментариями, как материал для самостоятельной работы. В заключении исследования проводился проверочный эксперимент, цель которого – опытная проверка гипотезы исследования, которая заключается в том, что применение приемов самоконтроля при работе с текстом для просмотрового чтения способствует формированию механизмов самоконтроля и повышает их автономность в области особенностей теории обучения чтению. Для оценивания результатов работы использовались такие критерии, как: мотивация к работе с текстами, результаты выполненного задания по пятибалльной шкале, автономность работы.
Результаты исследования позволяют понять, что разработанные приемы эффективны для формирования механизмов самоконтроля при работе с текстовым материалом для просмотрового чтения, следовательно, они могут использоваться в школах при обучении просмотровому виду чтения в процессе изучения немецкого языка.
В Приложении приводится материал для самостоятельной работы обучающихся при овладении стратегией просмотрового чтения.
В первой части работы рассматриваются основные понятия по теме исследования, теоретические аспекты исследуемой проблемы. Определяются цели, содержание и принципы обучения иностранному языку, анализируются особенности усвоения немецкого языка как второго иностранного на базе английского. Помимо этого, вводится понятие «интерференция» в текстовой деятельности, обосновывается необходимость предупреждения ошибок, а также рассматриваются приемы произвольного самоконтроля.
Во второй части производится анализ учебных программ, составленных для школ с углубленным изучением иностранных языков, разрабатываются приемы произвольного самоконтроля (памятка, аутометодический контроль в форме анкетирования и саморефлексия), которые помогут обучающимся овладеть стратегией просмотрового чтения, а также приводятся тексты для просмотрового чтения для средней и старшей школы (9-11 класс) с добавленными к ним методическими комментариями, как материал для самостоятельной работы. В заключении исследования проводился проверочный эксперимент, цель которого – опытная проверка гипотезы исследования, которая заключается в том, что применение приемов самоконтроля при работе с текстом для просмотрового чтения способствует формированию механизмов самоконтроля и повышает их автономность в области особенностей теории обучения чтению. Для оценивания результатов работы использовались такие критерии, как: мотивация к работе с текстами, результаты выполненного задания по пятибалльной шкале, автономность работы.
Результаты исследования позволяют понять, что разработанные приемы эффективны для формирования механизмов самоконтроля при работе с текстовым материалом для просмотрового чтения, следовательно, они могут использоваться в школах при обучении просмотровому виду чтения в процессе изучения немецкого языка.
В Приложении приводится материал для самостоятельной работы обучающихся при овладении стратегией просмотрового чтения.