Модель мультимедийного образовательного ресурса для формирования рецептивных навыков (на материале русского языка как иностранного)
Аннотация
Работа посвящена созданию модели мультимедийного образовательного ресурса, ориентированного на формирование специальной лексической компетентности в области русского языка у иностранных студентов, обучающихся или планирующих обучаться в России. Для создания дидактических материалов была отобрана специальная лексика по теме «История России» из учебной литературы для студентов вузов.
В первой главе рассматриваются теоретические основы мультимедийного обучения; типы ЭОР, которые могут быть задействованы в обучении, и обосновываем использование средств мультимедийного обучения в преподавании иностранных языков. Также рассматриваются общие положения и особенности преподавания РКИ (в частности, относящиеся к усвоению лексики и развитию рецептивных навыков), описывается специфика отбора лексических единиц для обучения.
Вторая глава полностью посвящена описанию вспомогательного ресурса. Здесь представлены подробная характеристика ресурса, краткое описание интерфейса, методов и средств обучения, а также примеры заданий для проверки усвоения лексики и обоснованность их использования. В соответствии с рекомендациями, данными в первой главе, был создан фрагмент ЭОР (включающий видео-лекцию, упражнения и справочный материал для участников тестирования). В конце главы описаны результаты проверки эффективности подобного типа мультимедийного ЭОР. Также описана перспектива использования подобных ресурсов.
Представленная модель ЭОР в дальнейшем может использоваться при создании ресурсов РКИ для формирования навыков восприятия лексики различных специальностей. Подобные ресурсы могут использоваться в качестве дополнительных учебных материалов для преподавателей РКИ, которые смогут интегрировать подобную систему в учебный процесс.
В приложениях представлены следующие материалы: тексты анкет, использованных для исследования; текстовое содержание предварительного и контрольного тестирования; задания, представленные группам; тексты видео- и аудиофрагментов, использованных в ресурсе; таблица с составленного лексического минимума; дескрипторы умений и навыков РКИ.
В первой главе рассматриваются теоретические основы мультимедийного обучения; типы ЭОР, которые могут быть задействованы в обучении, и обосновываем использование средств мультимедийного обучения в преподавании иностранных языков. Также рассматриваются общие положения и особенности преподавания РКИ (в частности, относящиеся к усвоению лексики и развитию рецептивных навыков), описывается специфика отбора лексических единиц для обучения.
Вторая глава полностью посвящена описанию вспомогательного ресурса. Здесь представлены подробная характеристика ресурса, краткое описание интерфейса, методов и средств обучения, а также примеры заданий для проверки усвоения лексики и обоснованность их использования. В соответствии с рекомендациями, данными в первой главе, был создан фрагмент ЭОР (включающий видео-лекцию, упражнения и справочный материал для участников тестирования). В конце главы описаны результаты проверки эффективности подобного типа мультимедийного ЭОР. Также описана перспектива использования подобных ресурсов.
Представленная модель ЭОР в дальнейшем может использоваться при создании ресурсов РКИ для формирования навыков восприятия лексики различных специальностей. Подобные ресурсы могут использоваться в качестве дополнительных учебных материалов для преподавателей РКИ, которые смогут интегрировать подобную систему в учебный процесс.
В приложениях представлены следующие материалы: тексты анкет, использованных для исследования; текстовое содержание предварительного и контрольного тестирования; задания, представленные группам; тексты видео- и аудиофрагментов, использованных в ресурсе; таблица с составленного лексического минимума; дескрипторы умений и навыков РКИ.