Модель мультимедийного образовательного ресурса для формирования рецептивных навыков (на материале русского языка как иностранного)

Саммерс Анна Давидовна

Аннотация


Работа посвящена созданию модели мультимедийного образовательного ресурса, ориентированного на формирование специальной лексической компетентности в области русского языка у иностранных студентов, обучающихся или планирующих обучаться в России. Для создания дидактических материалов была отобрана специальная лексика по теме «История России» из учебной литературы для студентов вузов.
В первой главе рассматриваются теоретические основы мультимедийного обучения; типы ЭОР, которые могут быть задействованы в обучении, и обосновываем использование средств мультимедийного обучения в преподавании иностранных языков. Также рассматриваются общие положения и особенности преподавания РКИ (в частности, относящиеся к усвоению лексики и развитию рецептивных навыков), описывается специфика отбора лексических единиц для обучения.
Вторая глава полностью посвящена описанию вспомогательного ресурса. Здесь представлены подробная характеристика ресурса, краткое описание интерфейса, методов и средств обучения, а также примеры заданий для проверки усвоения лексики и обоснованность их использования. В соответствии с рекомендациями, данными в первой главе, был создан фрагмент ЭОР (включающий видео-лекцию, упражнения и справочный материал для участников тестирования). В конце главы описаны результаты проверки эффективности подобного типа мультимедийного ЭОР. Также описана перспектива использования подобных ресурсов.
Представленная модель ЭОР в дальнейшем может использоваться при создании ресурсов РКИ для формирования навыков восприятия лексики различных специальностей. Подобные ресурсы могут использоваться в качестве дополнительных учебных материалов для преподавателей РКИ, которые смогут интегрировать подобную систему в учебный процесс.
В приложениях представлены следующие материалы: тексты анкет, использованных для исследования; текстовое содержание предварительного и контрольного тестирования; задания, представленные группам; тексты видео- и аудиофрагментов, использованных в ресурсе; таблица с составленного лексического минимума; дескрипторы умений и навыков РКИ.