Мультимодальность в системе обучения межкультурной коммуникации: опыт создания электронного ресурса для изучающих китайский язык
Аннотация
Работа посвящена мультимодальным аспектам межкультурной коммуникации, в частности – разработке ЭОР для формирования мультимодального компонента межкультурной коммуникации у студентов, изучающих китайский язык. В качестве материалов для разработки ЭОР были использованы 24 серии китайского сериала «В ожидании перелетных птиц» и 36 серий китайского сериала «Давай посмотрим на метеоритный дождь».
В первой главе рассматривается понятие мультимодальности, основные характеристики трех информационных каналов, вопрос соотношения различных каналов в коммуникации и прикладные аспекты мультимодальности. В главе также формулируются основные положения теории межкультурной коммуникации, раскрываются мультимодальные аспекты межкультурной коммуникации, обосновывается важность формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку, производится анализ существующих методов и приемов формирования межкультурной компетенции, а также аргументируется необходимость формирования мультимодального компонента межкультурной компетенции.
Во второй главе характеризуется специфика формирования межкультурной компетенции в процессе обучения китайскому языку и производится анализ существующих проблем в обучении межкультурной коммуникации на китайском языке на основе данных Департамента лингвистики УГИ УрФУ. Кроме этого, в главе рассматриваются возможности использования ЭОР в образовательном процессе, дается подробная характеристика разрабатываемого ресурса и методов, использованных при составлении заданий, описывается содержание разрабатываемого модуля в составе ЭОР, а также производится анализ результатов апробации ресурса.
Разработанный ЭОР может использоваться в практике преподавания китайского языка качестве дополнения к основному учебно-методическому комплексу.
В приложениях приводятся тексты анкет, использованных при проведении исследования и контрольного тестирования, таблицы, отражающие результаты проведенного анкетирования, текстовое содержание разработанного ресурса, а также скриншоты главной страницы и навигационного меню разработанного ЭОР.
В первой главе рассматривается понятие мультимодальности, основные характеристики трех информационных каналов, вопрос соотношения различных каналов в коммуникации и прикладные аспекты мультимодальности. В главе также формулируются основные положения теории межкультурной коммуникации, раскрываются мультимодальные аспекты межкультурной коммуникации, обосновывается важность формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку, производится анализ существующих методов и приемов формирования межкультурной компетенции, а также аргументируется необходимость формирования мультимодального компонента межкультурной компетенции.
Во второй главе характеризуется специфика формирования межкультурной компетенции в процессе обучения китайскому языку и производится анализ существующих проблем в обучении межкультурной коммуникации на китайском языке на основе данных Департамента лингвистики УГИ УрФУ. Кроме этого, в главе рассматриваются возможности использования ЭОР в образовательном процессе, дается подробная характеристика разрабатываемого ресурса и методов, использованных при составлении заданий, описывается содержание разрабатываемого модуля в составе ЭОР, а также производится анализ результатов апробации ресурса.
Разработанный ЭОР может использоваться в практике преподавания китайского языка качестве дополнения к основному учебно-методическому комплексу.
В приложениях приводятся тексты анкет, использованных при проведении исследования и контрольного тестирования, таблицы, отражающие результаты проведенного анкетирования, текстовое содержание разработанного ресурса, а также скриншоты главной страницы и навигационного меню разработанного ЭОР.