Квалиметрия педагогической деятельности учителя иностранного языка общеобразовательного учреждения

Рычкова Ангелина Витальевна

Аннотация


Работа посвящена разработке критериев и показателей для оценки педагогической деятельности учителя иностранного языка общеобразовательного учреждения. Материалом исследования послужила программа «Профессионал», разработанная Т. И. Гречухиной, где созданы критерии и описаны различные показатели оценки педагогической деятельности учителя. Кроме того, приказ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)”» и приказ «О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 – 2010 годы».
В первой части работы рассматриваются теоретические основы педагогической квалиметрии и ее роли в качестве образования, охарактеризована квалитология образования, дано определение понятий квалиметрическая компетентность и компетенция, а также рассмотрены основные профессиональные ошибки учителей иностранного языка.
Во второй главе представлен опыт эмпирического исследования, проведенного нами в прошлом учебном году, которое является логическим продолжением наших исследований педагогической квалиметрии и ее роли в повышении качества образования. В опытно-поисковой работе приняло участие 14 студентов 3 курса кафедры «лингистики», направления «методика преподавания иностранных языков». В главе также представлены основные виды анализа урока; требования, предъявляемые учителю иностранного языка в общеобразовательном учреждении и актуальные проблемы проведения анализа (организационные, управленческие и др.).
Результаты исследования показали, что разработанная система критериев и показателей оценки педагогической деятельности учителя иностранного языка может быть применена в образовательной практике, преимуществом является то, что они универсальны для большинства видов анализов. Наблюдение за работой студентов подтвердило, что использование системы может способствовать развитию рефлексивных умений педагога.