Восприятие письменного и устного текста: способы улучшения понимания содержательного компонента

Постылякова Елизавета Сергеевна

Аннотация


Работа посвящена проблеме восприятия текста как письменного, так и устного, разработке универсальных методов и способов, улучшающих восприятие и понимание устных и письменных текстов. Материал исследования составили текст Майка Гелприна «Свеча горела» и фрагмент ТРКИ 4 уровень (раздел аудирование).
В первой части работы проводится обзор имеющихся теоретических работ по проблемам восприятия текста как письменного, так и устного, рассматриваются факторы, влияющие на восприятие текста и способы улучшения восприятия, которые уже предложены другими исследователями.
Во второй части работы приводится описание методов, разработанных нами с целью улучшения понимания содержания, а также описание и анализ эксперимента, в ходе которого мы выявили возможные факторы, которые затрудняют понимание текста, например, выразительные средства речи такие как метафоры, описания, аллюзии; проводится анализ материала, используемого для эксперимента, а также вопросов к этому материалу. В конце второй части проводится анализ результатов эксперимента, в ходе которого мы выяснили, что разработанные нами методы улучшения восприятия текста как устного, так и письменного оказались эффективными.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении методических пособий, разрабатываемых для учащихся различных учебных заведений, с целью обучения извлечению информации из текстов.
В приложении приводятся тексты, послужившие материалом исследования.