Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков на основе текста при обучении говорению на иностранном языке в старших классах школы гуманитарно-филологического профиля
Аннотация
Работа посвящена разработке комплекса упражнений (УМК), направленного на формирование коммуникативно-речевых умений на основе текста при обучении говорению на иностранном языке в старших классах школы гуманитарно-лингвистического профиля. Материалом для исследования послужили УМК по английскому языку Gateway (2016), автором которого является Дэвид Спенсер, и New Opportunities (2006), авторы – Майкл Харрис, Дэвид Мауэр и др. Кроме того, материалом являлась нормативная документация, регулирующая процесс обучения английскому языку в лингвистических школах и гимназиях.
В первой главе рассматриваются психолого-лингвистические основы обучения говорению. Данный процесс рассматривается как трехфазная структура: дается определение фазе внутреннего планирования, фазе осуществления и фазе контроля, содержание обучения говорению делится на три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Определение каждому из этих компонентов дано в первой части работы.
Во второй главе описываются особенности обучения говорению в старших классах школ гуманитарно-филологического профиля, выполняется анализ нормативной документации (ФГОС и Программа среднего (полного) образования по английскому языку, профильный уровень, 6 УМК по английскому языку, на основе которых происходит обучение говорению в старших классах). Кроме того, разрабатывается комплекс упражнений, направленный на обучение говорению на основе текста, базирующийся на строгом соблюдении этапов работы над текстом и характере, используемых дидактических опор (от развернутых опор к редуцированным дидактическим опорам до отсутствия опор при построении речевых высказываний). Апробация предлагаемого комплекса упражнений проходила в ходе линейного выборочного эксперимента.
Результаты исследования могут быть использованы в школах гуманитарно-филологического профиля при составлении учебно-методических комплексов при обучении говорению на основе текста.
В приложении приводится несколько текстов для обучения говорению, а также таблица критериев оценивания заданий устной части ОГЭ по иностранным языкам.
В первой главе рассматриваются психолого-лингвистические основы обучения говорению. Данный процесс рассматривается как трехфазная структура: дается определение фазе внутреннего планирования, фазе осуществления и фазе контроля, содержание обучения говорению делится на три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Определение каждому из этих компонентов дано в первой части работы.
Во второй главе описываются особенности обучения говорению в старших классах школ гуманитарно-филологического профиля, выполняется анализ нормативной документации (ФГОС и Программа среднего (полного) образования по английскому языку, профильный уровень, 6 УМК по английскому языку, на основе которых происходит обучение говорению в старших классах). Кроме того, разрабатывается комплекс упражнений, направленный на обучение говорению на основе текста, базирующийся на строгом соблюдении этапов работы над текстом и характере, используемых дидактических опор (от развернутых опор к редуцированным дидактическим опорам до отсутствия опор при построении речевых высказываний). Апробация предлагаемого комплекса упражнений проходила в ходе линейного выборочного эксперимента.
Результаты исследования могут быть использованы в школах гуманитарно-филологического профиля при составлении учебно-методических комплексов при обучении говорению на основе текста.
В приложении приводится несколько текстов для обучения говорению, а также таблица критериев оценивания заданий устной части ОГЭ по иностранным языкам.