Образ «женщины с прошлым» в викторанской и неовикторианской версиях
Аннотация
Работа посвящена выявлению специфики наполнения и сюжетной функции художественного образа «женщины с прошлым» в викторианском и неовикторианском контексте. Материал исследования составляют викторианский роман Ч. Диккенса «Холодный дом» («Bleak House», 1853) и неовикторианский роман Дж. Фаулза «Любовница французского лейтенанта» («The French Lieutenant’s Woman», 1969).
Во введении указываются особенности эстетики и поэтики неовикторианского романа в сравнении с викторианским.
В первой главе прослеживается генеалогия образа «женщины с прошлым» в европейской литературной традиции. Выявляется, что данный образ генетически восходит к образу «падшей женщины», находящему отражение во многих произведениях отечественной и зарубежной литературы, начиная с времен Средневековья. При этом, принимается во внимание, что конкретное воплощение этого образа в сюжете, помимо эстетического контекста, может зависеть от национальной специфики, а также индивидуально-авторского отношения к такому персонажу.
Во второй главе выявляется отличительная закономерность формирования образа «женщины с прошлым» в викторианской культурной среде. Прослеживаются особенности его реализации в викторианском романе на материале произведения Ч. Диккенса «Холодный дом». Анализируется роль авторской позиции в характере репрезентации образа.
В третьей главе определяется роль образа «женщины с прошлым» в произведении Дж. Фаулза «Любовница французского лейтенанта». Учитывается особенность его раскрытия в структуре неовикторианского романа, а также его влияние на построение сюжета. По ходу анализа проводятся параллели с репрезентацией образа «женщины с прошлым» в викторианской версии.
Во введении указываются особенности эстетики и поэтики неовикторианского романа в сравнении с викторианским.
В первой главе прослеживается генеалогия образа «женщины с прошлым» в европейской литературной традиции. Выявляется, что данный образ генетически восходит к образу «падшей женщины», находящему отражение во многих произведениях отечественной и зарубежной литературы, начиная с времен Средневековья. При этом, принимается во внимание, что конкретное воплощение этого образа в сюжете, помимо эстетического контекста, может зависеть от национальной специфики, а также индивидуально-авторского отношения к такому персонажу.
Во второй главе выявляется отличительная закономерность формирования образа «женщины с прошлым» в викторианской культурной среде. Прослеживаются особенности его реализации в викторианском романе на материале произведения Ч. Диккенса «Холодный дом». Анализируется роль авторской позиции в характере репрезентации образа.
В третьей главе определяется роль образа «женщины с прошлым» в произведении Дж. Фаулза «Любовница французского лейтенанта». Учитывается особенность его раскрытия в структуре неовикторианского романа, а также его влияние на построение сюжета. По ходу анализа проводятся параллели с репрезентацией образа «женщины с прошлым» в викторианской версии.