Христос как субъект повествования в апокрифическом романе XX века
Аннотация
Работа посвящена субъектной организации романов-апокрифов, в которых носителем голоса является Иисус Христос. Материал исследования составили романы Эрика-Эмманюэля Шмитта «Евангелие от Пилата», Нормана Мейлера «Евангелие от Сына Божия» и Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса».
В первой части работы рассматриваются теоретические основы исследования, анализируются различные подходы в теории о субъектной организации в структуре художественного произведения, исследуется библейский сюжет и его функционирование в литературном процессе, вводится понятие романа-апокрифа (стилизованного апокрифа, романа-евангелия, евангельского реалистического романа) и выявляются особенности данной жанровой разновидности. Особое внимание уделяется изучению романа-апокрифа как литературного феномена. В работе предложено несколько классификаций художественных текстов о евангельских событиях.
Во второй части работы исследуется специфика нарративной организации апокрифических романов Э.-Э. Шмитта «Евангелие от Пилата», Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божия» и Ж. Сарамаго «Евангелие от Иисуса», раскрываются жанровые особенности романа‐апокрифа в предложенных для анализа произведениях, рассматриваются некоторые факты из жизни и творчества авторов данных романов, которые представляются важными для прояснения их апокрифических замыслов. Сюжеты выбранных произведений анализируются на предмет трансформации евангельского сюжета. В заключении работы подводятся итоги о том, как повествование от лица Иисуса или с его точки зрения определяет сюжетную специфику романа.
Результаты исследования могут быть использованы в рамках программы филологического факультета в курсе «История зарубежной литературы».
В первой части работы рассматриваются теоретические основы исследования, анализируются различные подходы в теории о субъектной организации в структуре художественного произведения, исследуется библейский сюжет и его функционирование в литературном процессе, вводится понятие романа-апокрифа (стилизованного апокрифа, романа-евангелия, евангельского реалистического романа) и выявляются особенности данной жанровой разновидности. Особое внимание уделяется изучению романа-апокрифа как литературного феномена. В работе предложено несколько классификаций художественных текстов о евангельских событиях.
Во второй части работы исследуется специфика нарративной организации апокрифических романов Э.-Э. Шмитта «Евангелие от Пилата», Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божия» и Ж. Сарамаго «Евангелие от Иисуса», раскрываются жанровые особенности романа‐апокрифа в предложенных для анализа произведениях, рассматриваются некоторые факты из жизни и творчества авторов данных романов, которые представляются важными для прояснения их апокрифических замыслов. Сюжеты выбранных произведений анализируются на предмет трансформации евангельского сюжета. В заключении работы подводятся итоги о том, как повествование от лица Иисуса или с его точки зрения определяет сюжетную специфику романа.
Результаты исследования могут быть использованы в рамках программы филологического факультета в курсе «История зарубежной литературы».