Практики гендерной самоидентификации женщин в русской мемуарно-автобиографической прозе (XVIII-XIX в.)
Аннотация
Работа посвящена изучению практик гендерной самоидентификации женщин на примере русской мемуарно-автобиографической прозы. Материал исследования составили «Записки» Екатерины II, «Дневник» Марии Башкирцевой и «Дневник русской женщины» Елизаветы Дьяконовой.
В первой части работы рассматриваются особенности практик гендерного самоопределения в «Записках» Екатерины II: раскрывается различие её отношения к рамкам гендера для всех женщин и для себя в частности, анализируется то, как выбор тех или иных практик гендерного самоопределения оправдывается через сравнение с Петром III и Елизаветой Петровной. Во второй части работы рассматриваются особенности подхода к гендерному самоопределению Марии Башкирцевой, описанные в её «Дневнике», специфика ее пути от традиционного до (в определенной степени) новаторского взгляда на гендер. Анализируются практики гендерной самоидентификации и предпосылки к их выбору Марией. В третей части рассматриваются практики гендерного самоопределения Елизаветы Дьяконовой, описанные в «Дневнике русской женщины» и анализируются особенности её колебаний между традиционными и новаторскими гендерными практиками, причины выбора Елизаветой тех или иных практик. Во всех трех частях были применен сравнительно-исторический, типологический, гендерный, культурно-исторический и текстологический анализ, в рамках которого был использован метод комментированного чтения.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении гендера и мемуарно-автобиографической прозы.
В первой части работы рассматриваются особенности практик гендерного самоопределения в «Записках» Екатерины II: раскрывается различие её отношения к рамкам гендера для всех женщин и для себя в частности, анализируется то, как выбор тех или иных практик гендерного самоопределения оправдывается через сравнение с Петром III и Елизаветой Петровной. Во второй части работы рассматриваются особенности подхода к гендерному самоопределению Марии Башкирцевой, описанные в её «Дневнике», специфика ее пути от традиционного до (в определенной степени) новаторского взгляда на гендер. Анализируются практики гендерной самоидентификации и предпосылки к их выбору Марией. В третей части рассматриваются практики гендерного самоопределения Елизаветы Дьяконовой, описанные в «Дневнике русской женщины» и анализируются особенности её колебаний между традиционными и новаторскими гендерными практиками, причины выбора Елизаветой тех или иных практик. Во всех трех частях были применен сравнительно-исторический, типологический, гендерный, культурно-исторический и текстологический анализ, в рамках которого был использован метод комментированного чтения.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении гендера и мемуарно-автобиографической прозы.