Способы толкования отвлеченных существительных детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Аннотация
Работа посвящена сравнительному изучению толкований отвлечённых существительных, полученных в ходе направленного психолинвистического эксперимента от детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опрос проводился в двух возрастных группах: реципиентами выступили 20 воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада № 230 г. Екатеринбурга и 22 учащихся 2 «а» класса средней общеобразовательной школы № 125 г. Екатеринбурга. Материал исследования составили 483 дефиниции, из которых 211 были даны воспитанниками детского сада и 272 – детьми, учащимися в школе. В первой части работы рассматриваются общие вопросы возрастной и речевой периодизации развития человека, вводятся понятия возрастной группы, особенностей развития и др., анализируются типы дефиниции в толковых словарях. Особое внимание уделяется развитию двух интересующих нас возрастных групп. Во второй части работы приведён анализ полученного в ходе опроса материала: анализируются способы и приёмы толкования, которые используют дети при объяснении значении того или иного слова. В работе были использованы дефиниционный, статистический, контекстологический анализ и классификационный метод. Это позволило выявить и упорядочить приёмы толкования значения, а после – и способы толкования.
Результаты исследования могут быть использованы в онтолингвистике и психолингвистике при составлении учебных пособий, справочников.
В приложении приводится корпус дефиниций, полученных от детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы в онтолингвистике и психолингвистике при составлении учебных пособий, справочников.
В приложении приводится корпус дефиниций, полученных от детей дошкольного и младшего школьного возраста.