Троллинг как коммуникативный феномен интернет-общения
Аннотация
Данная работа посвящена изучению интренет-троллинга, а именно: коммуникативное поведение тролля в веб-пространстве. Исследования проводились на материале сетевых ресурсов: различные чаты, фору, блоги и другие сетевые места реализации коммуникативных установок и целей. Материал исследования составил 30 троллинг-диалогов, 15 троллинг-комментариев и различных работ по троллингу, предоставленных администраторами форумов и самими троллями.
В первой главе нашей работы был проведен анализ научной, учебной литературы по проблеме исследования, который позволил нам утверждать, что интернет-коммуникация, обладая своими уникальными качественными характеристиками, представляет собой открытую, свободную систему взаимодействия речевых партнеров, убидившись в том, что она является плодотворной средой для организации конфликтного диалога, под которым мы понимаем совокупность производимых коммуникантами высказываний, приводящих к промежуточному/конечному дисгармоническому коммуникативному результату. Реализуется этот диалог определенными конфронтационными стратегиями и тактиками. Их вычисление потребовало осмысления сущности диалога и описания его структуры. Во второй части нашей работы к изучению тролля как яркого участника конфликтного диалога. Путем анализа словарных дефиниций было сформулировано и проанализировано определение тролля и выделены его основные характеристики; произведена классификация троллинга, для упрощения понимания структуры диалога. Таким образом, мы узнали, что тролль это провокатор; человек имеющий в диалоге цель устроить бессмысленный спор, вывести человека из себя, оскорбить его и т.п. Это достигается следованием определенным тактикам и стратегиям. Рассмотрение троллинг-диалогов помогло выявить, во-первых, обобщенную стратегию троллинга –
провокация конфликта, во-вторых «речевые крючки», с помощью которых происходит выбор наиболее расположенного к конфликту собеседника; и, в-третьих, сформировать примерный перечень тактии, которые использует в процессе конфликтного диалога тролль. При детальном анализе кофликтного диалога с троллем была выявлена закономерность появления определенных тактик в конкретных шагах: сколько шагов троллю необходимо для установления контакта, для эскалации конфликта и для завершения диалога; какими тактиками эти шаги выражены. Подсчитано количество коммуникативных ходов в троллинге, которое необходимых для реализации стратегии провокации конфликта. Рассмотрение тактик с точки зрения их эффективности позволил нам говорить, что эффективность тактики определяется не конечным результатом, а именно эмоциональной реакцией жертвы, способностью контролировать диалог, управлять собеседником.
Таким образом, настоящее исследование представляет собой опыт изучения феномена сетевого троллинга как одной из форм коммуникативного поведения.
Коммуникативная личность тролля описана в коммуникативно-прагматическом и лингвоаксиологическлом аспектах. Выявлено определение, которое, по результатам наше нашего анализа тактик и стратегии, было скорректировано и расширено, то есть тролль стал для нас уже не просто провокатором, а умелым манипулятором конфликта. Анализ речевых партий тролля и его жертвы выявил динамику и структуру коммуникативного поведения тролля и позволил классифицировать тактики с точки зрения эффективности их реализации.
Полученные результаты могут быть использованы в коммуникативных тренингах по защите от речевой манипуляции с целью выработки эффективных приемов защиты от троллинг-атак.
В приложении приводится перечень проанализированного нами материала.
В первой главе нашей работы был проведен анализ научной, учебной литературы по проблеме исследования, который позволил нам утверждать, что интернет-коммуникация, обладая своими уникальными качественными характеристиками, представляет собой открытую, свободную систему взаимодействия речевых партнеров, убидившись в том, что она является плодотворной средой для организации конфликтного диалога, под которым мы понимаем совокупность производимых коммуникантами высказываний, приводящих к промежуточному/конечному дисгармоническому коммуникативному результату. Реализуется этот диалог определенными конфронтационными стратегиями и тактиками. Их вычисление потребовало осмысления сущности диалога и описания его структуры. Во второй части нашей работы к изучению тролля как яркого участника конфликтного диалога. Путем анализа словарных дефиниций было сформулировано и проанализировано определение тролля и выделены его основные характеристики; произведена классификация троллинга, для упрощения понимания структуры диалога. Таким образом, мы узнали, что тролль это провокатор; человек имеющий в диалоге цель устроить бессмысленный спор, вывести человека из себя, оскорбить его и т.п. Это достигается следованием определенным тактикам и стратегиям. Рассмотрение троллинг-диалогов помогло выявить, во-первых, обобщенную стратегию троллинга –
провокация конфликта, во-вторых «речевые крючки», с помощью которых происходит выбор наиболее расположенного к конфликту собеседника; и, в-третьих, сформировать примерный перечень тактии, которые использует в процессе конфликтного диалога тролль. При детальном анализе кофликтного диалога с троллем была выявлена закономерность появления определенных тактик в конкретных шагах: сколько шагов троллю необходимо для установления контакта, для эскалации конфликта и для завершения диалога; какими тактиками эти шаги выражены. Подсчитано количество коммуникативных ходов в троллинге, которое необходимых для реализации стратегии провокации конфликта. Рассмотрение тактик с точки зрения их эффективности позволил нам говорить, что эффективность тактики определяется не конечным результатом, а именно эмоциональной реакцией жертвы, способностью контролировать диалог, управлять собеседником.
Таким образом, настоящее исследование представляет собой опыт изучения феномена сетевого троллинга как одной из форм коммуникативного поведения.
Коммуникативная личность тролля описана в коммуникативно-прагматическом и лингвоаксиологическлом аспектах. Выявлено определение, которое, по результатам наше нашего анализа тактик и стратегии, было скорректировано и расширено, то есть тролль стал для нас уже не просто провокатором, а умелым манипулятором конфликта. Анализ речевых партий тролля и его жертвы выявил динамику и структуру коммуникативного поведения тролля и позволил классифицировать тактики с точки зрения эффективности их реализации.
Полученные результаты могут быть использованы в коммуникативных тренингах по защите от речевой манипуляции с целью выработки эффективных приемов защиты от троллинг-атак.
В приложении приводится перечень проанализированного нами материала.